В Петербурге чиновники хотят «попилить» 14 миллиардов на строительстве зоопарка

В Петербурге чиновники хотят «попилить» 14 миллиардов на строительстве зоопарка

Жители Санкт-Петербурга выступают против идеи строительстванового зоопарка на территории «Горской» в поселке Лисий Нос. Помимо того, что петербуржцы не видят необходимости в появлении еще одного «зверинца», в Сети бытует мнение, что реализация проекта окажется попыткой Смольного «освоить» бюджетные средства.

14 миллиардов госбюджета

В Северной столице может быть создан новый зоопарк, интегрированный в единую зону ландшафтного парка, включающую в себя дельфинарий, океанариум, гостиничный комплекс со спа-профилем и аквапарком, а также зону развлечений для детей. Разрабатывающая проект управляющая компания «Лидер» предлагает разместить туристический кластер на территории бывшей промышленной зоны «Горская» в поселке Лисий Нос.

Компания позиционирует объект как передовой зоопарк, аналогов которого нет в России.Утверждается, что реализация проекта окажет положительный эффект на экономическое развитие Петербурга, так как появление кластера приведет к повышению туристической привлекательности города, а близость к воде позволит организовать новые водные маршруты с прибалтийскими искандинавскими странами, что сделает территорию узнаваемой за пределами России и повлечет за собой дополнительное увеличение турпотока.Заявленная стоимость проектирования и строительства объектов нового комплекса составляет 77,4 миллиарда рублей, 14 млрд из которых планируется запросить из федерального бюджета, а сам кластер рассчитывают ввести в эксплуатацию уже через 4 года.

Стоит отметить, что петербуржцы уже на данном этапе выступают против реализации проекта, заявляя, что очередной зоопарк городу не нужен. Как считают пользователи Сети, проект компании «Лидер» может оказаться очередной попыткой чиновников Смольного «распилить» и «освоить» бюджет. По мнению горожан, зоопарки являются исключительно развлекательными, а не образовательными площадками, а также не способствуют сохранению численности и разнообразия животных, которые остаются в неволе. К тому же, их содержание в закрытых условиях обходится в десятки раз дороже, чем защита в дикой природе.

А где потенциал?

Фактически проект нового зоопарка не имеет потенциала реализации, и с большой долей вероятности окажется убыточным. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге уже есть подобные амбициозные проекты, которые так и не были завершены, несмотря на федеральное финансирование и обещания губернатора Александра Беглова.В качестве примера можно привести парк «Тучков Буян». О реализации этого проекта Беглов заявлял в рамках своей избирательной кампании в 2019 году. Он обещал построить парк, претендующий на звание одной из основных достопримечательностей города, к середине 2022 года, а в 2020-м градоначальник показывал президенту Владимиру Путину макет и просил о поддержке. По поручению главы государства на строительство «Тучкова Буяна» из федерального бюджета было выделено 6 миллиардов рублей, но, несмотря на предоставление финансирования, на сегодняшний день строительство парка практически не ведется. За это время были частично возведены стены будущего театра Эйфмана и продолжается строительство подземного паркинга, а дальнейшие работы по строительству самого парка оказались заморожены из-за неспособности Смольного решить бюрократические вопросы.

В числе нереализованных проектов Смольного, повлекших за собой крупные финансовые потери для города, стоит упомянуть и «Орловский тоннель». Подземная четырехполосная «труба» длиной 1,6 километра и максимальной глубиной 50 метров ниже русла Невы должна была соединить Смольную и Свердловскую набережные, но строительство так и не было завершено из-за многочисленных финансовых проблем, недоработок при проектировании и увеличения стоимости проекта. В результате бюджет Санкт-Петербурга потерял 1,2 миллиарда рублей, которые были выплачены компании-подрядчику.

Кроме того, проект нового зоопарка предлагается реализовать по принципу минимального гарантированного дохода в рамках договора государственно-частного партнерства (ГЧП). Это означает, что инвестор просчитывает определенную минимальную прибыль, которую он должен получать ежегодно от работы туристического кластера, но в случае, если фактическая прибыль оказывается меньше, город обязан выплатить разницу.

По аналогичной схеме функционирует Западный скоростной диаметр (ЗСД). Так как концессионное соглашение является коммерческой тайной, официально неизвестно, какой именно объем средств прописан в договоре о минимально гарантированной прибыли. По информации ряда источников, эта цифра может превышать9 млрд рублей в год, а выплаты из городского бюджета в разные годы составляли от 3,7 до 5,2 млрд. Фактически запуск реализации нового проекта по такому же принципу приведет к появлению очередной финансовой «черной дыры» в бюджете Петербурга.

Также стоит отметить, что зоопарки изначально относятся к дотационному секторуи с точки зрения бизнеса нерентабельны. Как показывает практика, уход за животными и их содержание требуют больших затрат, которые не окупаются продажей билетов.

Именно по этой причине многие зоопарки – либо государственные объекты, каким является, в частности, один из старейших в России Ленинградский зоологический парк, либо находятся на государственном софинансировании.

В связи с этим можно предположить, что реализация проекта нового парка именно по схеме минимально гарантированного дохода, которая носит потенциально коррупционный характер, может оказаться основной целью, ради которой этот проект был задуман изначально. В том случае, конечно, если он вообще будет реализован.

Кстати, судьба Ленинградского зоопарка в случае принятия проекта на «Горской» тоже становиться весьма печальной. Городу не нужно два зоопарка, которые будут находиться фактически на балансе города. Как утверждают наши источники, дореволюционный исторический объект может быть снесен для постройки элитного жилья или бизнес-центра в рамках договора с тем же «Лидером». При этом общественники давно требуют от Смольного реконструкции Ленинградского зоопарка, но чиновники все никак не могут выделить на это деньги.

Ранее комитет по инвестициям уже предлагал план размещения и строительства нового городского зоопарка. Тогда речь шла о том, чтобы изменить функциональное назначение более 90 га земли в Ржевском лесопарке. В Законодательном собрании, между тем, нашлись противники переезда зверинца на окраину города. В итоге территории, которые хотел захватить комитет по инвестициям, депутаты ЗакСа Петербурга 31 марта 2020 года включили в зону зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП).

Однако, как мы видим, комитет по инвестициям отступать от своих планов не намерен. И вновь хочет получить бюджетные деньги на спорный проект, только теперь уже на другой территории.

На этом фоне в Законодательном собрании Санкт-Петербурга прошли слушания по новому проекту городского бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, дефицит которого, благодаря поправке губернатора Беглова, увеличится вдвое – до 80,7 млрд рублей. При этом сегодня в Северной столице наблюдаются серьезные проблемы с объектами транспортной и социальной инфраструктуры. Сроки сдачи новых станций метро постоянно сдвигаются, несмотря на обещания главы региона, масштабный проект строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Петербург может остаться нереализованным, петербуржцы жалуются на острую нехватку школ, детских садов и медучреждений. Вероятно, учитывая все эти обстоятельства, Смольному стоит задуматься о привлечении финансирования на развитие города, а не рассматриватьвозможность строительства заведомо убыточного и ненужного городу зоопарка.

Источник фото: Legion-Media