Вокзал Дибуны — уникальный памятник деревянной архитектуры начала XX века, построенный в 1904 году по типовому проекту Бруно Гранхольма. Это единственное уцелевшее деревянное здание на линии Петербург — Рийхимяки, позволяющее представить, как были устроены станционные постройки Финляндской железной дороги конца XIX века.
К сожалению, сегодня электрички проносятся мимо этого памятника, а сам вокзал находится в аварийном состоянии и закрыт для посещения. Почему так произошло и что ждет этот уникальный объект в будущем?
Архитектурное наследие: типовой проект с уникальным характером
На первом этаже располагались пассажирские залы, дамская комната, буфет и телеграф. Второй этаж обычно занимали жилые комнаты служащих станции. Экстерьер довольно простой: деревянные здания были украшены резьбой и покрашены масляной краской.
Несмотря на то, что проект был типовым, вокзал в Дибунах сохранил свой неповторимый характер. Резьба, скромные орнаменты и общая атмосфера создают ощущение уюта и тепла.
Несостоявшийся снос: Первая мировая спасла вокзал
В 1915 году деревянное здание вокзала хотели снести и возвести новое каменное. Проект не успели реализовать из-за Первой мировой войны.
Как пишет пресс-служба Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, сегодня постройка сохранила исторический облик, включая резную тройную арку перед крыльцом и скромные орнаменты на ней. Зайти внутрь нельзя, объект аварийный.
Вокзал в Дибунах пережил Первую мировую войну, революцию и годы советской власти. Он мог быть снесен еще в начале XX века, но, к счастью, этого не произошло.
Дыбун или Дибуны: история названия и поселка
До 1917 года были не Дибуны, а Дыбун — по одной версии от высокого холма Дыбун, по другой — от слова «дыбун» то есть трясина, болото, место, где земля встает на дыбы.
В начале XVIII века на Черной речке у Дибунов были найдены залежи болотной железной руды. В 1728 году здесь были построены две домницы, а затем в 1735 году завод по производству чугуна и стали. В 1769 году Чернореченские заводы были подарены Екатериной II Потемкину, но вскоре были выкуплены у него казной.
В 1880 году в Дибунах был основан кирпичный завод, принадлежавший княгине М. В. Вяземской. Еще была водяная мельница на Черной речке.
История названия поселка связана с особенностями местности — холмами и болотами. В прошлом Дибуны были важным промышленным центром, где добывали железную руду и производили чугун и сталь.
Ленинская тропа: революционные события в истории Дибунов
В начале августа 1917 год В. И. Ленин шел из Разлива в сопровождении своих товарищей по партии Емельянова, Шотмана и Рахьи. Они шли пешком несколько километров по тропе, получившей впоследствии название Ленинской, до станции Дибуны. В 1970 году ее облагородили, посадили декоративные кусты, поставили скамейки.
Дибуны связаны с важными событиями российской истории. Именно здесь проходил В. И. Ленин, направляясь на станцию, чтобы покинуть страну.
Петропавловский храм: последняя работа Аплаксина
И, конечно же, гордость и украшение Дибунов — Петропавловский храм — последняя крупная работа архитектора А. П. Аплаксина. Его начали строить в 1913 году к 300-летию Дома Романовых.
В 1932 году церковь закрыли, а через год в ней разместился склад «Ленфильма», на котором хранились узкие кинопленки, затем участок по производству красок объединения «Пигмент». В 1980-е годы здание стало использоваться для резки газопроводных труб объединения «Луч».
В сентябре 1941 года население Дибунов эвакуировали из-за близости фронта.
Теперь храм вернули Православной Церкви, в нем проходят службы, ведется сбор материалов об истории Дибунов.
Что ждет вокзал в Дибунах?
Вокзал Дибуны — это уникальный памятник деревянной архитектуры, который нуждается в срочной реставрации. Необходимо сохранить это ценное наследие для будущих поколений. Возможно, вокзал станет музеем, культурным центром или просто отреставрированным зданием, которое будет радовать глаз жителей и гостей Дибунов. Важно, чтобы этот памятник не был забыт и продолжал рассказывать свою историю.