Мелочные лавки XIX века можно назвать аналогом современных магазинов фиксированных цен, вроде FixPrice. Это были универсальные точки шаговой доступности, где можно было купить практически все, что нужно для повседневной жизни.
Критик Фаддей Булгарин еще в 1836 году описывал такие лавки как типично петербургское явление. В небольшом помещении, где товары буквально стояли друг на друге, можно было найти пряности, бакалею, муку, чай, табак, масло, фрукты и даже предметы быта. Ассортимент был максимально разнообразным, чтобы покупатель мог приобрести все в одном месте.
Товаров в лавке всегда было больше, чем позволяла ее площадь, поэтому помещение выглядело тесным. Покупатель заходил в лавку под звон колокольчика, выбирал товар с полок, а все, что требовало взвешивания или пересчета, продавал сам хозяин или его жена.
Более крупные лавки могли позволить себе приказчика — наемного продавца, а в некоторых был мальчик на побегушках, который разносил покупки клиентам.
Мелочные лавки стали не просто удобными магазинами, но и доступной альтернативой дорогим универсальным торговым домам, предлагая товары в розницу и небольшими партиями. Благодаря им торговля в Петербурге становилась ближе к простым горожанам, как это сейчас делают магазины с фиксированными ценами.