При этом предшественник «МССС», «Метрострой» просто так сдаваться не собирается и продолжает в судах доказывать свою состоятельность и неправомерное, искусственное банкротство под давлением.
Молодое предприятие «Метрострой Северной столицы», созданное правительством Санкт-Петербурга на обломках разоренного этим же самым правительством предприятия с 80-летней историей не справляется с объемами работ и просит больше денег из бюджета. То есть даже обещанных губернатором Бегловым к 2024 году новых станций метро петербуржцам можно не ждать.
Не будут готовы ни «Горный университет» на Васильевском острове, ни шестая «коричневая» линия с двумя анонсированными станциями «Путиловская» и «Казаковская», ни продолжение «зеленой» линии, ни полумифической «Кудрово» в Ленинградской области.
К таким выводам можно прийти, прочитав опубликованную служебную записку от комитета по развитию транспортной инфраструктуры Смольного в администрацию губернатора Александра Беглова с его же резолюцией на первой странице.
Из этих шести страниц отчета становится известно, например, что по озвученным выше работам по строительству Красносельско-Калининской и продолжению Лахтинско-Правобережной линий «МССС» выполнил только 30% строительно-монтажных работ с существенным отставанием от плана.
Указаны и причины – дефицит основных строительных материалов и крайне медленное решение организационных вопросов на строительных площадках. Последнее – прямое следствие кадровой политики нового предприятия и его владельцев – чиновников Смольного, которые фактически поставили на ключевые места управленцев по принципу лояльности к действующей городской власти.
Предлагаются варианты выхода из ситуации, например увеличение полномочий генерального директора при совершении сделок в рамках хозяйственной деятельности до 1 млрд рублей и ускорение строительства за счет оптимизации процессов и строительства дополнительных выработок.
Эти решения, в теории могут привести к коррупционным составляющим процесса, а также росту количества несчастных случаев и, естественно, «сырым» станциям метро в 2024 году, которые придется тут же доделывать и переделывать, как это было, например, с «Беговой» и «Проспектом Славы».
Помимо этого, возникли проблемы и с продлением контракта между МССС и Смольным в лице КРТИ. Как следует из документа, категорически против этого выступил комитет государственного финансового контроля. Как сказано в документе, по прогнозам, убыток от работы предприятия только в 2022 году будет составлять 5,9 млрд рублей. А на безубыточность (то есть о прибыли речи вообще не идет) с такими темпами, «МССС» выйдет в лучшем случае через 6 лет – к 2028 году.
От финансирования, продолжения контракта и очередного аванса напрямую зависит сейчас и зарплата сотрудников «МССС». Так, в документе четко указано, что своевременно средства работники будут получать только в случае принятия решения о выделении очередного аванса и продления срока работ по государственному контракту. То есть как раз тех вещей, против которых выступает комитет финансового контроля.
Аванс, о котором идет речь в документе – это 18 млрд рублей. Только в этом случае КРТИ сможет хоть как-то гарантировать сдачу объектов к 2024 году -то есть году очередных выборов губернатора Санкт-Петербурга. Из этих 18 млрд 500 млн пойдут на ремонт действующей «Чернышевской», а еще 3,8 – на дальнейшее строительство обозначенных выше «коричневой» и «оранжевой» линий метрополитена. Такая разница в документе объяснена «потребностями общества».
Отдельная строка финансирования – увеличение уставного капитала МССС. По факту, в документе есть подтверждение ранее озвученных «Фонтанкой» тезисов о том, что банк ВТБ свою часть уставного так и не внес и, по всей видимости, делать этого не собирается.
Таким образом единственным акционером «Метростроя Северной столицы», похоже, остается Смольный и ответственность за его работу, а точнее отставание в графике, лежит целиком и полностью на губернаторе Санкт-Петербурга Александре Беглове.
Документ косвенно подтверждает ранее озвученное средствами массовой информации предположение о том, предшественник «МССС» «Метрострой» был разорен Смольным искусственно – ровно год назад, в конце августа 2021 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал «Метрострой» банкротом.
Как сообщали «Сенсаций.Нет», произошло это из-за того, что Смольный попросту не расплатился по контракту, фактически разорвав договор в одностороннем порядке. Это, к слову, в условиях договора предусмотрено не было. Сумма, которую недополучило тогда предприятие – в районе 7 млрд рублей. Как следует из переписки КРТИ с администрацией губернатора ровно эта же сумма тогда же была внесена в уставной капитал «МССС».
В документе прямо указывается, что «Метрострой» сдаваться не собирается и решение о признании себя банкротом оспаривает в многочисленных судах.
Общий размер требований кредиторов к «Метрострою» составляют чуть больше 9 млрд рублей, при этом у предприятия еще сохранилось незаложенное движимое и недвижимое имущество, то есть если бы в свое время Смольный заплатил по контракту как положено, предприятие не надо было бы объявлять банкротом.
Мало того, оно и сейчас может функционировать – по факту «МССС» работает на оборудовании, отданном «Метростроем» в аренду и с работниками, которые перешли из одной структуры в другую. Уже завтра все это может вернуться на круги своя, если суды высших инстанций внезапно отменят решение петербургского арбитража от августа 2021 года.
Так, в Смольном серьезно опасаются суда, который инициирован одним из крупнейших кредиторов «Метростроя» Россельхозбанком – помимо всего прочего банк подал заявление о необоснованном занижении оценки по объектам недвижимого имущества. КРТИ Смольного, как следует из документа, серьезно опасается этого процесса и готовится защищаться:
Отдельного внимания заслуживает пункт о сопровождении споров по наложению субсидиарной ответственности именно на те компании, которые по мнению чиновников связаны с владельцами «Метростроя» отцом и сыном Александровыми.
Как сообщалось в СМИ ранее, у губернатора города Александра Беглова присутствует личная неприязнь к фактическим хозяевам крупнейшего и старейшего метростроительного предприятия в Санкт-Петербурге.
Скорее всего из-за «личной неприязни» петербуржцы не только не дождутся мифических «89 станций до 2050 года», но и обещанных трёх станций до 2024-го…