Сенная площадь — символ петербургской нищеты начала XX века. Но мало кто знает о другом, не менее ужасающем месте — Васькиной деревне, расположенной на Васильевском острове.
Промышленный район и бедность
С начала XX века район с 20-х линий Васильевского острова превратился в промышленную зону с множеством заводов и фабрик, где рабочие получали мизерную зарплату. Чем ближе к промышленным предприятиям находились дома, тем дешевле было жилье, и поэтому кварталы были заселены исключительно бедными людьми.
Официально в нескольких десятках домов между 17 и 18 линиями проживало около 12 тысяч человек, неофициально — в полтора раза больше.
Ужасающие условия жизни
Современники описывали Васькину деревню как «дно» Васильевского острова, грязноe, смрадное и отвратительное место, живой упрек городскому общественному управлению. В одной квартире можно было легко обнаружить 20-40 жильцов.
Как пишет гид, экскурсовод Вячеслав Иванов, из-за ужасающих санитарных условий здесь постоянно вспыхивали эпидемии скарлатины и дифтерита.
Визит санитарной комиссии
В апреле 1914 года в Васькину деревню прибыла Городская санитарная комиссия с целью исследования условий жизни и ликвидации очагов заболеваний. Члены комиссии, начав осмотр с самого «опрятного» дома, были шокированы увиденным.
Один из членов комиссии воскликнул: «Сжечь бы все это!». На этот вопль ответил стоны и просьбы о пощаде от жителей, которые спросили: «Куда мы денемся с детьми?».
Комиссия ответила, что не сейчас сжечь, а после постройки новых качественных домов для рабочих.
Дальнейшая судьба Васькиной деревни
Комиссия составила акт, в котором отмечались ужасающие санитарные условия, распущенность нравов, пьянство, торговля детьми и азартные игры. Однако дальше акта дело не сдвинулось.
Ситуация в Васькиной деревне не изменилась вплоть до революции.
Читайте также:
Бакланы, наводнения и Екатерина: чего на самом деле не было в истории Петербурга
Голодуша и Безымянный ерик: как раньше назывались самые известные петербургские реки