«Транспортную реформу» подтолкнули
ЗакС Петербурга одобрил создание постоянно действующей рабочей группы по вопросам перехода города на новую модель транспортного обслуживания. В ее состав войду представители городских госпредприятий, занимающихся перевозками – «Пассажиравтотранс», «Горэлектротранс», возможно подключение к работе ГУП «Петербургский метрополитен». Об этом в беседе с «Городовым» рассказала депутат ЗакСа от КПРФ Ирина Иванова. По словам политика, реформа требует внимания и есть ряд вопросов, в которых нужно разобраться.
Новая модель обслуживания подразумевает введение единого социального тарифадля всех городских перевозчиков. Самостоятельно цены «частники» устанавливать не смогут, тарифообразование останется за властями Петербурга. Перевозчики будут получать фиксированную оплату по договору за транспортную работу (пройденный километраж). В рамках реформы будет сокращено238 автобусных маршрутов в связи с дублированием ими веток метро и рейсов существующего общественного транспорта или отсутствием на них достаточного пассажиропотока. Новых маршрутов создано около 100. По данным Смольного, в Петербурге в работу запустят459 автобусных маршрутов. 110 из них сохранятся за ГУП «Пассажиравтотранс», остальные будут отдаваться негосударственным перевозчикам через госзакупки с заключением контрактов на обслуживание сроком на шесть лет.Переход на новую модельв Петербурге запланирован в три этапа - с апреля по июнь 2022-го. К осени 2021 года власти города уже провели госзакупки, выбрав перевозчиков, которые будут обслуживать жителей до 2028 года. Победителями стали ООО «Вест-Сервис», АО «Третий Парк», ООО «Домтрансавто» и ООО «Такси». Их Смольный обязал закупить суммарно около 2800 автобусов на газомоторном топливе – это еще одно новшество транспортной реформы.
Согласно позиции Смольного, реформа несет ряд выгод. Она позволяет городу сэкономить на организации пассажирских перевозок, есть возможность повсеместно ввести валидаторы и отказаться от наличной оплаты. Централизация перевозок позволяет расширить тарифные предложения для проезда и масштабировать социальные льготы, а также эффективно управлять объемом машин на маршрутах в зависимости от нагрузки.
Три проблемы –коррупция, инфраструктура, маршруты
Участники рынка и эксперты в рамках грядущей транспортной реформы критикуютСмольныйза создание проблем, решение которых пока что носит неопределенный характер. Наибольшее недовольство высказывается в адрес вице-губернатора по транспорту Максима Соколова, который курирует реформу. Сейчас выделяют три точки напряжения.
Первая – усиление коррупционного фактора. После летних тендеров из 17 частных компаний в Петербурге остались всего четыре допущенных к перевозкам. Остальные были вынуждены задуматься о перепрофилировании или об уходе в другие регионы. Эксперты предупреждали о таком исходе, предрекая монополизацию рынка и уменьшение реальной конкуренции ввиду укрупнения лотов и навязывания обязательств компаниям по покупке автобусов. Малым перевозчикам с недостаточными ресурсами тендеры оказались не по плечу.В администрации губернатора Александра Беглова проигнорировали предостережения экспертов. Между тем, это усиливает коррупционную составляющую – при созданных условиях обеспечивать работу на рынке «нужным компаниям» становится намного проще. В СМИ не исключали, что заинтересованные лица уже могли воспользоваться обстоятельствами при проведении торгов летом. Например, обращалось внимание на победу компании «Вест-Сервис», которая входит в группу «Питеравто». Ситуацию связывали с возможной деятельностью Виталия Родионова – экс-силовика, неофициального «советника из Смольного» и «серого кардинала» транспортного рынка Петербурга, влияющего на распределение госконтрактовперевозчикам.«Компромат групп» объяснялего возможный доступ к рынку наличием близких отношений с вице-губернатором Соколовым. Сообщалось, что еще в90-х и нулевых он контактировал с «Питеравто», помогая «преодолевать конкуренцию» на рынке. Созданная система распределения контрактов заставляет задуматься о необходимости изменения проведения торгов и обеспечения прозрачности, конкурентности.В Смольном пока не рассматривается этот вопрос, что способствует развитию коррупциогенных проявлений.
Вторая точка напряжения – проблема инфраструктуры. Бизнес критиковал транспортную реформу Соколова за неготовность города к ней. Участники рынка отмечали, что в Петербурге недостаточно газовых заправок, а это важно с учетом закупки 2800 автобусов на газомоторном топливе.
Третья точка – ухудшение транспортной доступности. В социальных сетях и в комментариях к новостям СМИ горожане неоднократно отмечали, что Смольный, сократив число частных маршрутов, не везде заместил их новыми. В итоге добираться до нужных точек в городе станет сложнее, особенно жителям отдаленных районов. Например, не предложено аналогов «тэшке» № 20, которая ходила от улицы Пионерстроя до метро Нарвская. Или «тешке» № 95, котораякурсировала от метро «Новочеркасская» до станции «Гражданский проспект».Более того, была изменена трассировка ряда автобусных маршрутов, что увеличило время в пути из-за увеличения числа пересадок, необходимости больше ходить пешком до нужных остановок.Как сообщал телеканал «78», автобус № 147 больше не будет возить к Южному кладбищу, а отправится от улицы Костюшко к Красному Селу и обратно. Автобус № 54 поедет на Кирочную не от Загребского бульвара, а только от Малой Балканской. И таких примеров много.
Как Петербург будет жить дальше?
«Городовой»побеседовал с депутатом ЗакСаИриной Ивановой о транспортной реформе. Политик рассказала, как власти в городе собираются решать проблемы, связанные с переходом на новую систему обслуживания.
Сложности, связанные с сокращением числа маршрутов и их переделкой,актуальны, считает политик. Существует риск ухудшения транспортной доступности, не в последнюю очередь по причине увеличения числа пересадок.
«Маршруты построены таким ловким образом, что будет несколько пересадок, мы уже знаем это, а это говорит это о не очень комфортных условиях перемещения. Тем более, что промышленность уезжает из города <…>они заставляют нас все больше и больше времени тратить на транспорт, чтобы добраться до работы», - отметила парламентарий.
По словам Ивановой, в ближайшем будущем может быть подготовлена цифровая карта, чтобы можно было наглядно увидеть транспортные маршруты и принять решения по их корректировке.
«Раньше она (электронная карта - ред) не готова была в варианте «Яндекс.Карт» или еще каких-то приспособлений. Пока не знаю, как будет показано. Говорят, что есть какие-то договоренности по программному обеспечению.Оно создается для того, чтобы проложить бывший маршрут и который будет, чтобы посмотреть есть совпадение или нет совпадений. Где будут маршруты, на какие нужно обратить внимание», - заявил собеседник редакции.
Помочь решить проблему обеспечения города заправочной инфраструктурой должен будет «Газпром». С ним заключены инвестиционные контракты на строительство газовых АЗС. Часть объектов уже построена.При их недостаточности, рациональным будет поднимать вопрос о размещении дополнительных заправок в локациях наибольшего скопления тех же автобаз,отметила политик.
Ирина Иванова согласилась с тем, что система распределения маршрутов по госконтрактам неидеальна. Есть нюансы, требующие отдельного внимания. Правда, по прошедшим закупкам уже предпринять меры сложно. Причина очевидна – тендеры состоялись.
«<…>На рынке по торгам не так много принимали участие. Конечно, конкуренции снижена.Что можно сделать, если торги уже прошли? На рынок заявились те, кто заявились», - отметила Иванова.
Депутат подчеркнула, что сейчас возможна только работа на перспективу. Реформа сама по себе всегда несет что-то новое и без трудностей обойтись сложно. Потому остается только подстраиваться и учитывать негативный опыт.
«Скорее всего, мы будем подстраиваться уже по мере поступления каких-то негативных явлений», - подчеркнула Иванова.
В завершение беседы политик обратила внимание на наличие дополнительных недостатков реформы, которые также потребуется проработать. Проблемой является вместимость автобусов. Не везде в городе могут курсировать большие автобусы из-за наличия сетки узких улиц. Компактные маршрутки, к которым привыкли горожане, лучше подходят для узких улиц, особенно для центра города. Также на успехе реформы может сказаться недостаточное количество выделенных полос для автобусов в городе. Также нет ясности, хватает ли в Петербурге остановочных пунктов. Точных данных пока что нет, равно как и по количеству земельных участков, которые можно будет отдать под остановки.
Как стало известно, «Домтрансавто» для обслуживания петербуржцев закупит 555 белорусских автобусов МАЗ на экологическом газовом топливе. Транспортная компания уже заключила контракт с «ВТБ Лизинг» на получение финансирования. Автобусы будут передаваться в период с февраля по май 2022 года.