Федор Михайлович Достоевский — один из самых известных русских писателей, чей вклад в мировую литературу неоспорим. Большую часть своей жизни он прожил в Санкт-Петербурге, который стал не просто местом действия его произведений, но и одним из главных героев его романов.
Куда можно отправиться по следам Достоевского, чтобы увидеть Петербург его глазами?
Город контрастов: от неприглядных окраин до аристократических улиц
В Петербурге происходит действие большинства его произведений: «Бедные люди», «Двойник», «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот» и других.
Достоевский изображал не только парадный Петербург, но и его неприглядные окраины, которые тогда начинались совсем недалеко от привычного центра. Этот город контрастов, где богатство соседствует с нищетой, а красота — с уродством, стал идеальной средой для раскрытия глубоких психологических драм его героев.
Васильевский остров и Выборгская сторона: деревянный Петербург прошлого
В ранней повести «Бедные люди» Достоевский изображает не парадный Петербург, а его неприглядные окраины. На Васильевском острове, Петербургской (Петроградской) и Выборгской сторонах еще преобладала деревянная застройка. В середине XIX века эти районы начали активно застраиваться, и старые деревянные постройки соседствовали с новыми доходными домами.
Эти районы, с их деревянной застройкой и хаотичной планировкой, стали для Достоевского символом бедности и убожества, в которых жили его герои.
Фонтанка: мрачный символ города
Пейзажи города в повести «Бедные люди» мрачны. Фонтанка, например, описана так:
«Судоходный канал Фонтанка! Барок такая бездна, что не понимаешь, где все это могло поместиться… Скучно по Фонтанке гулять! Мокрый гранит под ногами, по бокам дома высокие, черные, закоптелые…».
Фонтанка предстает в произведениях Достоевского как мрачное и безрадостное место, отражающее тяжелую жизнь бедных горожан.
Гороховая улица: блеск и нищета аристократии
По сравнению с Фонтанкой аристократическая Гороховая улица выглядит в повести совсем иначе:
«Шумная улица! Какие лавки, магазины богатые, все так и блестит, и горит, материя, цветы под стеклами,.. Богатая улица!».
Гороховая улица, с ее роскошными магазинами и богатыми домами, — символ другого мира, мира аристократии и богатства, к которому стремились многие герои Достоевского.
Одушевленные дома: город как живой организм
Писатель одушевляет дома, они «взаимодействуют» с его героями. Например, молодой мечтатель в повести «Белые ночи» так чувствует город:
«Мне тоже и домы знакомы. Когда я иду, каждый как будто забегает вперед меня на улицу, глядит на меня во все окна и чуть не говорит: «Здравствуйте; как ваше здоровье? и я, слава богу, здоров, а ко мне в мае месяце прибавят этаж»… Из них у меня есть любимцы, есть короткие приятели; один из них намерен лечиться это лето у архитектора».
Достоевский одушевлял дома, наделяя их характером и способностью влиять на судьбы его героев. Город для него — живой организм, который чувствует, страдает и сопереживает.
Места действия романов: где жили герои Достоевского
Во многих произведениях Достоевского нашли отражения места, в которых жил писатель. В «Униженных и оскорбленных» значительная часть событий происходит на Вознесенской проспекте. Рогожин в «Идиоте» живет неподалеку от Сенной площади — на Гороховой улице, рядом с Садовой.
Как сообщает пресс-служба КГИОП, погружение в мир Достоевского требует посещения тех мест, где жили его герои. Прогулка по Вознесенскому проспекту, Гороховой улице и Сенной площади позволит вам лучше понять атмосферу его романов.
Произведение / Эпизод | Описание Петербурга / Место действия | Реальные адреса и районы (современные) | Характеристика городской среды и атмосферы |
---|---|---|---|
Бедные люди | Окраины, деревянные дома, Фонтанка, Петербургская, Васильевская, Выборгская стороны | Фонтанка, Петербургская сторона, Васильевский остров, Выборгская сторона | Мрачные, бедные окраины, сырость, закопченные дома, уныние, бедность |
Белые ночи | Город как одушевленный персонаж, дома "общаются" с героем | Центр, набережные, переулки | Лиричный, мечтательный Петербург, интимный диалог героя с городом |
Униженные и оскорбленные | Вознесенский проспект, дом Глазунова, дом купца Колотушкина | Вознесенский пр., Пирогова пер. 6, Фонтанка 103 | Реальные локации, атмосфера бедности и борьбы за достоинство |
Преступление и наказание | Сенная площадь, окрестности, Гражданская ул., канал Грибоедова, дом старухи-процентщицы, дом Сони Мармеладовой, Марсово поле | Сенная пл., Гражданская ул. 19, канал Грибоедова 104 (старуха), 73 (Соня), Марсово поле | Атмосфера тревоги, психологизм, точная топография, город как соучастник событий |
Идиот | Садовая, Гороховая улица, Таврический сад, "Пять углов" | Садовая ул., Гороховая ул., Загородный пр., Разъезжая ул., Таврический сад | Места встреч, философских размышлений, социальные контрасты |
Братья Карамазовы | Петербург как символ "болезни" России, итоговый образ | - | Петербург воплощает духовные и социальные противоречия |
Петербург — зеркало души Достоевского
Петербург Достоевского — это не просто город, это зеркало его души и его героев. Прогулки по этим местам позволят глубже понять его произведения и почувствовать атмосферу того времени.