Массовое производство мороженого в Санкт-Петербурге началось в 1845 году. Этот десерт сразу завоевал любовь всех сладкоежек.
Как же мороженщики приготовляли свой ходовой товар? Об этом в 1846 году рассказал в своем очерке «Петербургские разносчики» популярный в ту пору журналист и литератор Павел Васильевич Ефебовский:
«Взять молока или малинового отвару, толченого сахару и смешать его с достаточным количеством снегу. Из этого последует мороженое, сливочное или малиновое, какое угодно, только не простое».
Зимняя «стружка» и варенье: первые рецепты
Подобные рецепты были известны на Руси давно. Например, зимой молоко замораживали, а затем с него ножом снимали молочную «стружку» и смешивали с вареньем и медом… Просто и гениально — природный холод позволял создавать незатейливый десерт.
Доходный бизнес: мороженое как источник прибыли
«Мороженый бизнес» определенно был выгодным: за сезон мороженщик мог заработать до полутора сотен рублей. В то время как месячный заработок работника на фабрике составлял в конце XIX века около двадцати рублей.
Как пишут «Санкт-Петербургские ведомости», торговля «холодком» приносила ощутимый доход, что делало этот вид деятельности заманчивым для многих.
Запрет на холод: зимние ограничения
Любопытно, что торговать мороженым на улице разрешалось только летом. В марте 1914 года одна из петербургских газет сообщала:
«Ввиду того, что употребление мороженого в холодную погоду, особенно детям, может вредно повлиять на здоровье, не допускать на улицах продажу мороженого впредь до особого распоряжения».
Забота о здоровье граждан превалировала над коммерческими интересами.
Мороженое для элиты: где лакомилась петербургская знать в XIX веке?
И, конечно, состоятельные горожане не покупали его у уличных разносчиков. Для того чтобы отведать мороженое, они отправлялись в кондитерскую Иоганна Люциуса Излера на Невском проспекте. Его мороженое считалось в Петербурге лучшим.
Посетителям предлагали самые различные сорта — сливочное, ванильное, шоколадное, с ягодами, фисташками, мараскином (особым сортом вишни), ананасом, барбарисом, со вкусом кофе.
Один из сортов назывался «Везувий на Монблане»: мороженое обливали ромом и для особого эффекта поджигали.
От Блока до Северянина: звезды Серебряного века и их любовь к мороженому
О вкусовых качествах мороженого Излера испанский дипломат Хуан Валер в своих записках рассказал:
«Мороженое здесь отменное. Перенятое у неаполитанцев мастерство, но доведенное до такой степени утонченности, что ни у Тортони, ни в кафе «Европа» в Неаполе не делают мороженого, подобного этому».
Поэт Игорь Северянин, частый посетитель кафе Излера, писал в 1912 году:
«Мороженое из сирени! Мороженое из сирени! // Полпорции десять копеек, четыре копейки буше, // Сударышни, судари, надо ль? не дорого можно без прений… // Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе!».
Александр Блок в одной из шутливых анкет, часто распространяемых в светских компаниях, на вопрос: «Любимая еда и напиток» ответил: «Мороженое и пиво».
История одного десерта: как мороженое покорило Петербург.
Мороженое было больше чем просто десертом — оно было символом статуса, знаком хорошего вкуса и поводом для встреч в знаменитой кондитерской Излера. Оно объединяло людей самых разных слоев общества, от простых горожан, покупающих его на улице, до аристократов и знаменитых поэтов-модернистов, восхищавшихся его изысканным вкусом в лучших кондитерских города.