Системная проблем капремонта
«Фонд капитального ремонта» (ФКР) - одна из самых критикуемых госорганизаций, подотчетных Смольному. Ежегодно ФКР собирает около 16 млрд рублей с жителей и периодически получает субсидии из бюджета для обслуживания многоквартирных домов (МКД) по регпрограмме. Но на практике утвержденные планы срываются и здания в полном объеме не ремонтируются. С 2018 года фонд не выполнял заявленный объем работ, оставляя дома с разбитыми фасадами, сломанными крышами, лифтами и трубопроводами.
Проверка фонда в начале 2021-го Контрольно-счетной палатой, которую в ФКР не признают и оспаривают, вскрыла целый ряд проблем. Она отразила неиспользование фондом средств в полном объеме, практически полное отсутствие конкуренции при выборе подрядчиков, низкий уровень организации работы Смольным, формирование ущерба бюджету города фондом из-за проведения работ без экспертиз их сметной стоимости и другие. ФКР оказывался в поле зрения правоохранительных органов из-за инцидентов с подозрением на воровство бюджетных средств подрядчиками, привлеченными фондом для капремонта. Об этом ранее сообщала Прокуратура Петербурга в обращении к губернатору Александру Беглову, обращая внимание на 7 возбужденных уголовных дел по факту хищения.
Системные проблемы с отсутствием или низким качеством ремонта устранить не удается – аварийные балконы обрушаются, фасады осыпаются камнями на людей, трубопроводы в домах рвутся в период похолодания, крыши не чинятся и текут. Это вызывает справедливый гнев жителей Петербурга, не понимающих, почему они вообще должны платить взносы в фонд. Работу фонда ставят под сомнение и в ЗакСе. Депутат Борис Вишневский ранее заявлял, что отсутствие дополнительного финансирования и неэффективная работа ФКР создают реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
Жилкомитет проверил ФКР
Проверка КСП в начале 2021-года была не единственной, проведенной в «Фонде Капремонта». Внеплановый аудит ФКР в части эффективности расходования средств, собранных на ремонт зданий, проводил Жилищный комитет Петербурга. Ревизия проходила с середины сентября до конца октября и касалась периода 2020-2021 годов. Документ есть в распоряжении редакции. Мы дадим из него выжимку некоторых фактов, которые вскрывают ряд проблем в дополнение к уже выявленным. Они объясняют причины отсутствия ремонта зданий в Петербурге и указывают на коррупционные факторы, требующие отдельного внимания.
Комиссия Жилкомитета за 2020-й и неполный 2021-й проверила 1923 аукциона по определению подрядчиков для капремонта зданий, проведенных с участием ФКР. Было установлено, что работники фонда некачественно готовят документацию. Из-за этого более 22% аукционов не приводило к заключению контрактов. Это один из факторов, замедляющих темпы ремонтных работ в многоквартирных домах.
После старта торгов и размещения заявок в ЕИС для закупок сотрудники фонда часто вносят изменения в технические задания и в положения, обосновывающие цену договора. В итоге приходится продлевать сроки проведения подачи заявок. В прошлом году изменения вносились в 68,19% от всех инициированных аукционов, в 2021 – в 26,55%. Также отмечалось, что при проведении ряда закупок нарушались положения постановления правительства № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций к ремонту в МКД», выраженные, наоборот, в сокращении сроков подачи заявок на участие в аукционе.
Изменение цены договора в процессе уже инициированных тендеров или коррекция сроков подачи заявок на фоне большого числа аукционов без заключения договоров – потенциально коррупционный фактор. Это может указывать на подготовку тендеров под победу заранее согласованных компаний. Контракты могут не заключаться в том случае, если «победитель оказался не тот». По устоявшейся негласной практике, компанию в таких случаях могут «просить» отказаться от подписания договора для проведения повторных тендеров. В этом контексте примечательны данные ранней проверки КСП, которая выявила, что в период с 2018 по 2020-й годы 85% контрактов на проведение капремонта ФКР заключал по максимальной цене и с единственным участником аукционов.
Анализ закупок Жилкомитетом также показал, что для обеспечения собственной работы, фонд проводит закупки без проведения конкурентных процедур. В 2020-м году доля таковых была на уровне 83,3%, а в неполном 2021-м – 51,1%. Специалисты комитета заключили, что такой подход не позволяет экономить выделяемые бюджетные средства. Отметим, что отсутствие конкуренции при госзакупках – это также коррупционный фактор, позволяющий предполагать, что сотрудничество по приобретению необходимых товаров и услуг заказчик ведет с «дружественными поставщиками».
Обращает на себя внимание и количество средств, которые ФКР тратит на аренду. По данным Жилкомитета, в 2020 году на уставные цели фонда (обеспечение работы организации) фактически было выделено 965,9 млн рублей. Из них 66,6 млн ФКР затратил на выплату аренды (более 5,5 млн руб. в месяц). Это около 7% от общего бюджета. Отметим, что траты имеют несколько непрозрачный подтекст, учитывая, что нет ясности на какой объем недвижимости тратятся средства. А если используется госсобственность, то не ясно по какой причине так высокая арендная ставка.
Кадровые проблемы ФКР
В июле Прокуратура Петербурга проводила проверку «Фонда капремонта» на предмет квалификации его сотрудников. Надзорная ревизия выявила, что в ФКР высокое число некомпетентных работников, в том числе в руководящем составе. Не отвечающими квалификационными требованиям был признан ряд глав отделов строительного контроля, а также курирующий их работу заместитель директора ФКР Нефедоров Е. У некоторых работников, занимающих должности инженера строительного контроля и отвечающих за организацию ремонта в МКД не оказалось нужного высшего строительного образования и опыта работы. Впоследствии Прокуратура выносила предписание об устранении нарушений.
Жилкомитет выполнил требования. В июле 2021-го была проведен кадровый аудит, в ходе которого комитета обнаружил и уволил еще 13 сотрудников, несоответствующих квалификации. В августе комитет провел внеплановую аттестацию персонала фонда, в ходе которой дополнительно 73 работника были признаны обладающими недостаточной компетенцией. Из них 34 являются сотрудниками Управления стройконтроля, а 39 работниками подразделений Управления подготовки капремонта зданий. По итогу были принятые кадровые решения: часть работников перевали на другие позиции, а часть отправили на обучение. Это объясняет, почему петербуржцам приходится мириться с протекающими крышами и регулярно лопающимися трубами в домах из-за которых приходится делать ремонт в квартирах за свой счет. Между тем суммы компенсаций за ненадлежащий ремонт, повлекший причинение материального ущерба существенен. За 2020-й год Фонд направил на выплаты свыше 7,1 млн рублей. При этом деньги фондом так и не были взысканы с компаний, причинивших вред. Жилкомитет обратил на это внимание, отметив низкий уровень контроля со стороны руководства фонда за специалистами, отвечающими за юридическую работу с подрядчиками.
В комплексе результаты проверок КСП, Прокуратуры и Жилкомитета наглядно показали системный кризис ФКР. Фонд регулярно не выполняет планы по ремонту домов, так как не направляет имеющиеся средства в полном объеме на обслуживание зданий и не справляется с подготовкой документации к аукционам. При самих закупках, имеющих также коррупционную составляющую, к работам нередко привлекаются подрядчики, которые могут быть замешаны в хищениях или производят ненадлежащий ремонт. При этом с проверкой качества работ у ФКР проблемы – потому что в подразделениях, отвечающих за стройконтроль работают неквалифицированные сотрудники. В сложившейся ситуации вопросов возникает много. Возникает закономерный вопрос: почему неэффективная работа ФКР годами игнорируется, в том числе администрацией губернатора Беглова, особенно на фоне практически ежедневных новостей о разрушениях, пожарах в домах и жалобах на бездействие чиновников? Как вообще в фонд, в частности на руководящие должности, попадают неквалифицированные сотрудники? Почему к госзакупкам и работе фонда интереса не испытывают правоохранительные органы, хотя коррупционных признаков предостаточно?