Увеличение размеров штрафов за нарушение ПДД, повышение госпошлин, создание искусственных административных препятствий в разрешительно-регистрационной системе — все это вызывает растущее социальное недовольство среди автовладельцев.
Как простому водителю ориентироваться в этом турбулентном правовом ландшафте и не попасть впросак? На этот вопрос порталу «Автовзгляд» ответил автоюрист Михаил Никитин.
Усиление административной нагрузки: вызов для водителей и призыв к бдительности
Сегодня в большей степени водителей беспокоит усугубление административной нагрузки. Здесь и повышение госпошлин за подачу исков (с 9 сентября 2024 года), которое ведет к усечению права на доступ к правосудию и снижение его доступности для людей в целом.
Тут же, разумеется, увеличение штрафов (с 1 января 2025 года) и целый пакет административно-имущественных проблем: изменение требований в отношении государственных регистрационных знаков, возможность легализации транспорта, приобретенного по «серым» схемам, создание искусственных административных препятствий при уплате утильсбора.
Повышение штрафов и госпошлин, а также административные барьеры, связанные с регистрацией и утилизацией автомобилей, создают значительную финансовую нагрузку на водителей.
Покупка и продажа авто: как не стать жертвой мошенников и не верить на слово
По-прежнему людей беспокоит пакет вопросов, возникающих при приобретении/продаже транспортных средств. Механизмы проверки добросовестности участников сделки, оказывается, до сих пор не вполне прозрачны и вызывают опасения. Рядом находится и комплекс проблем, сопряженных с потребительскими спорами в отношении приобретаемых в дилерских салонах автомобилей. Как новых, так и б/у.
Вопросы, связанные с покупкой и продажей автомобилей, по-прежнему вызывают опасения у водителей. Непрозрачность механизмов проверки добросовестности участников сделки и проблемы, возникающие при потребительских спорах, требуют особого внимания. Не стоит слепо доверять словам — нужно тщательно проверять все документы и информацию.
Осмотрительность — залог успеха
Юрист отмечает и позитивные изменения. Люди стали действовать осмотрительнее, предпочитая сначала выяснить «что и как», и лишь потом делать. Многие таким образом научились избегать критических ошибок.
Однако в то же время большинство людей в силу низкой правовой культуры продолжают беспечно относиться к юридическим нюансам. Основная ошибка — обращаться к специалисту, когда уже поздно что-либо предпринимать и сложно «отыграть» назад, чтобы минимизировать убытки или негативные последствия.
Правовая культура и своевременное обращение к специалистам — важные факторы, позволяющие избежать многих проблем и защитить свои права.
«Камерные» штрафы: платить или бороться? Право на защиту и пример из жизни
На вопрос насколько часто автовладельцы пытаются обжаловать неправомерные на их взгляд «камерные» штрафы, правозащитник заявил, что большинство автовладельцев предпочитает уплатить штраф, избежав головной боли в виде эпопеи с обжалованием постановления.
Особенно, если оно носит явно бесспорный характер, например, за нарушение скоростного режима. Другое дело, если речь идет о штрафах за использование смартфона — в руках у человека мог оказаться ингалятор, вейп, стик, очешник и т.п. В этом же списке — «непристегнутый ремень», ведь качество фотоматериалов, лежащих в основе выносимого постановления, оставляет желать лучшего.
Совет правозащитника: видеорегистратор — главный союзник и критическое мышление
Правозащитник призвал всех участников дорожного движения к установке в салоне автомобиля видеорегистратора (желательно с поворотным креплением) с тем, чтобы фиксировать не только происходящее на дороге, но и общение, равно как и административные процедуры, с должностным лицом. Такое видео можно использовать в свою защиту.
Не стоит забывать, что инспекторы ДПС, как бы то ни было, служат государству. Поэтому к их действиям или бездействию нужно относиться со здоровой критической составляющей и не верить на слово.
«Ловушки» для водителей: провокации или просчеты?
Традиционный интерес участников движения вызывают вопросы о «ловушках» для водителей со стороны сотрудников ГИБДД. Они реально провоцируют водителей к нарушению правил либо используют просчеты градоустроителей или дорожников в организации движения?
В реалиях, считает юрист, возможны ситуации, когда водителя привлекают к ответственности за нарушение правил остановки/стоянки или неоплату парковки, при этом остановка была совершена по требованию сотрудника в месте, где это запрещено ПДД. Однако это не распространенное явление.
Сегодня большинство административных процедур фиксируется на видео — либо с нагрудного регистратора сотрудника, либо с регистратора в патрульной машине, либо с телефона/видеорегистратора водителя. Кроме того, все чаще инспекторы сталкиваются не с «жертвами», а с юридически подкованными водителями.