Последние новости
Теги
Категории

Водовозов в Петербурге не считали героями: выполняли важную работу, а народ презирал

Водовоз в Петербурге
Водовозов в Петербурге не считали героями: выполняли важную работу, а народ презирал
Фото Городовой.ру

Парадоксальная профессия, с представителями которой не хотели, но вынуждены были иметь общие дела.

Вот уж точно не те «герои» прошлого, какими их могли бы представить в ностальгических рассказах. Водовозы в Петербурге XIX века — это не просто люди, доставляющие воду, а настоящие монополисты, которые держали в заложниках целые кварталы. Когда в городе ещё не было централизованного водопровода, именно они решали, кто, когда и по какой цене получит драгоценную влагу.

Конечно, труд их был тяжёлым: лошади, бочки, постоянные поездки к реке и обратно. Но вот методы работы — весьма сомнительные. Вместо честной конкуренции сформировалась система, в которой связка «водовоз — дворник» превращалась в мафиозную структуру. Дворник приводил «своего» водовоза, тот назначал цену с потолка, а если жильца не устраивали условия — дворник просто не допускал других водовозов. А те, кто осмеливался идти против системы, рисковали получить пару «профилактических» ударов от своих же коллег.

Цены тоже были весьма размытыми. Например, вода из Невы стоила дешевле, чем из Фонтанки или каналов, но сами услуги водовоза всегда оценивались им произвольно. Бывало, что за одну и ту же работу в двух соседних домах могли запросить совершенно разные суммы. Причём всякие жалобы на дороговизну или плохую доставку просто игнорировались: «Не нравится — носите сами».

Самые тяжёлые времена наступали летом, когда обеспеченные горожане уезжали на дачи. В это время водовозы могли накручивать цены в два-три раза, ведь альтернативы у дачников не было. А ещё любили брать деньги вперёд: якобы на починку телеги, новую бочку или лошадь, но никаких гарантий исправной работы при этом не давали.

Интересно, что такая ситуация с водовозами — лишь один из примеров того, как попытка создать «свободный рынок» приводила к обратному эффекту. Вместо конкуренции появился теневой картельный сговор, а власти только разводили руками. Петербургский листок тех лет с иронией писал: «Куда как красно писали газетные статейки про конкуренцию! А на деле — булочники строят себе пятиэтажные дома, мясники заламывают цены, извозчики обдирают, почему бы водовозам не продолжить?»

Конец водовозного «беспредела» пришёл только с развитием водопровода. Постепенно квартиры начали подключать к системе водоснабжения, что лишило артели их монополии. И чем больше воды поступало по трубам, тем сговорчивее становились водовозы. Пока совсем не исчезли, отметили в Дзен-канале SLVSPB.

Так что, когда в следующий раз увидите памятник водовозу на Шпалерной, вспомните, что не всё было так романтично. Иногда прошлое оказывается не таким уж светлым и добрым, как нам кажется.

Оцените новость Сообщить об ошибке
❤️
🙏
😹
🙀
😿
Поделитесь новостью