Виктор Бычков, известный широким массам по роли Кузьмича в «Особенностях национальной охоты», наконец-то зажил счастливо. Всенародная слава, красавица жена, новая квартира в центре Петербурга и полная востребованность в кино и театре…
О таком актер может только мечтать! Говорят, Бычков давно не пьет и по выходным выезжает на природу. Одно не дает покоя профессионалу: «Кукушка», на которую он возлагал столько надежд, пролетела мимо «Оскара». И хотя с тех пор прошел не один сезон, рана Кузьмича не затянулась.
— Жизнь после «Кукушки» у вас изменилась?
— Жизнь после... Была и есть. Но ни один из нынешних фильмов, ни одна из моих предыдущих работ не имели такого успеха (я бы сказал — оглушительного). Где я только не был с «Кукушкой» — и в Китае, и во Франции, и в Канне. Всю Россию великую исколесили вдоль и поперек! Да, я горжусь тем, что народ признал этот фильм, что я сам был признан кинематографическим сообществом и отмечен «Золотым орлом».
Сейчас много идет разговоров на тему, чего стоят все эти награды. Тот же Никита Сергеевич получил «Оскар» и на первых порах довольно прохладно о нем отзывался… И хоть мне «Оскар» за «Кукушку» не дали, тот восторг, который я испытал на церемонии вручения «Золотого орла», неповторим.
— А вам не обидно, что «Кукушку» не послали на «Оскар»?
— А что мне обижаться? Я и мои коллеги по работе сделали все, что могли! Ну не долетела «Кукушка» до «Оскара», значит, так надо… Послали бы в Америку — поехал бы, не послали — значит, не судьба. Хотя единственный у нас в стране член Американской академии киноискусств режиссер Элем Климов отдал свой голос «Кукушке». Я доподлинно знаю: любимому оператору Михалкова Павлу Лебешеву нашу картину показали в больнице (незадолго до смерти). Два раза смотрел, после чего позвонил Рогожкину и высказал, как ему понравился фильм... «Оскар», Бог с ним… Почему ни у кого не вызвал вопроса тот факт, что «Кукушка» не ездила на «Кинотавр»? Это обидно.
— Будучи обладателем приза за лучшую мужскую роль прошлогоднего «разлива», как вы смотрите на нынешних призеров?
— Женя Миронов? Мне здесь интересно другое. Вместе с ним на «Орла» претендовали Сережа Безруков и Витя Сухоруков. И тут возникает вопрос: как наши академики определили, кто из них троих лучше? А я бы поспорил! В конце концов, это же не спорт, где все ясно… Что касается симпатичных мне лент, которые сейчас у всех на слуху, призадумались мы как-то с Полиной Белинской (режиссер-постановщик спектакля «Левша» и супруга Виктора Бычкова. — Авт.), а что есть что в нынешнем кино?
Что хорошего в фильме «Бумер», который стал сумасшедшим лидером по киносборам? «Возвращение»... Тут вообще непонятная история. Приехал отец, стал третировать детей. Говорят, добрый и хороший фильм. Чем он хороший? Или та же «Бригада», ее еще называют русским вызовом картине «Однажды в Америке». Но там-то всех наказали, а у нас…
— Как Виктор Бычков смог вырасти из образа пресловутого Кузьмича. «Левша» и «Кукушка» — это еще одна ступень?
— А почему это Кузьмич стал «пресловутым»? Сыграть, я бы сказал — создать, такой славный, такой емкий и органичный одновременно образ дано не каждому. Таким талантом обладал дядя Саша Демьяненко, ставши «Шуриком» на века. Или Тихонов — вечный Штирлиц. Главное суметь пережить огонь, воду и медные трубы общественного послесловия к твоей «монументальной» работе. Если из гайдаевской троицы (Трус, Балбес и Бывалый) Юрий Никулин смог вырасти в нечто новое, то Вицин по своей доброй воле остался вечным Трусом. И мало кто знал, что этот глуповатый богатырь Бывалый, «в миру» Евгений Моргунов, в совершенстве владеет французским. Это я все по поводу Кузьмича… Я Кузьмича не играл, я им был! Играть можно в театре, а на съемочной площадке надо «проживать» каждый день, каждый час. Вот в «Левше» надо играть, это театр, балаган. Трудно сейчас говорить, стал бы я играть Левшу лет пять назад, не пожив в шкуре сначала Кузьмича, а потом Картузова.
— Отчего вдруг у Виктора Бычкова, достаточно известного и узнаваемого актера, такая грусть-тоска в глазах? Какой был восторг на прошлогодней церемонии награждения «Орлом»!
— Можно порассуждать на эту тему. На тему себя в хорошем кино, о роли хорошего кино в нашей жизни вообще... Может, роль такая, накладывает свой отпечаток на поведение. Философская роль. Я теперь креститься стал левой рукой! Может, пришла пора подвести кое-какие итоги, все-таки мне 50 лет в этом году... Я недавно поймал себя на мысли: а ведь я сам как тот Левша! Крикну, а в ответ тишина! И полная апатия. Слабый человек мог бы запить, а сильный найдет в себе силы начать с нуля. И начать все заново, чтобы тебя услышали и поняли.
— Почти полвека за плечами. И что, каковы ощущения от пройденного пути?
— Это вы про то, сколько медалей и орденов у меня, где сложены? Никаких званий у меня нет. А надо ли? Конечно, быть народным артистом… хорошо! Но для этого придется где-то тусоваться, кому-то внушать, какой я хороший. А мне просто хочется работать! И даже хорошо, что я такой, незаслуженный и ненародный. Пусть так и будет. Какие вехи? Есть дети. Это главнее всех вех. И «творческого наследия». Если серьезно, возраст — это когда у тебя все осталось позади. И жаль, что мамы рядом нет...
А что касается творческих побед: помню, по «Ленфильму» слух пошел — Элем Климов ищет актеров на «Мастера и Маргариту». Пишу Климову: «Уважаемый Элем Германович! Узнав, что вы снимаете фильм “Мастер и Маргарита”, прошу вас попробовать меня на роль Коровьева...». И вкратце о себе, ролях в кино, в Театре Ленсовета. Ровно через неделю получаю правительственную телеграмму: «Уважаемый Виктор Николаевич! К сожалению, Элем Германович в ближайшее время не будет снимать фильм “Мастер и Маргарита”...». Мне стало грустно и приятно одновременно.
— Есть расхожее мнение: поначалу человек работает на свое имя, а потом имя работает на человека. Работает ли сейчас имя Виктора Николаевича Бычкова?
— Видимо, работает, но я этим делом не пользуюсь (за что меня частенько поругивает Полина). Да и не умею, в общем-то... Гаишники узнают, просят автограф. Это самое большое, что я как «известный актер» делаю для себя. Кстати, вспомнил: когда Андрюшу Федорцова еще не знали так, как сейчас, он просил меня и Костю Хабенского сходить в налоговую: что-то там лишнего насчитали. Пришли, «посветили лицом», помогли товарищу…
— Есть нечто такое, из несыгранного, но что еще греет душу теплым лучиком надежды?
— Конечно — Гамлет или Дон Кихот. Что-нибудь из русской классики, «Живой труп», к примеру... А может, на «Парфюмера» Патрика Зюскинда замахнуться? Был моложе — не предлагали, да и не сыграл бы… Сейчас, когда внутреннее самоощущение совпадает с внешним, самое то! Стать самому себе продюсером... Вот у Абдулова с «Бременскими музыкантами» получилось! Но это исключение лишь подтверждает правило: каждый должен заниматься своим делом. Играешь — играй!
Дмитрий Московский,
Наталья Черных