Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Пилите, Шура

Пилите, Шура

Сумму в один миллион североамериканских долларов очень легко отработать, только потратить ее нужно с толком. Например, так, как сделали это начинающие кинематографисты Ли Вэнелл и Джеймс Ван.

Сумму в один миллион североамериканских долларов очень легко отработать, только потратить ее нужно с толком. Например, так, как сделали это начинающие кинематографисты Ли Вэнелл и Джеймс Ван. Вместе они скроили и сшили (первый написал сценарий и исполнил главную роль, второй – поработал режиссером) чудовищный, низкопробный ужастик, от которого кровь стынет в жилах. Фильм получился столь прекрасно, по-франкенштейновски кособоким, что окупился уже пятьдесят раз. Так что можно считать, Вэнелл с Ваном выиграли на поле, где, казалось бы, придумать ничего нового уже давно нельзя. Ведь все методы запугивания уже опробованы, а страхи испытаны.

"Пила. Игра на выживание" – это простая конструкция, и сценарные ухищрения не должны ввести вас в заблуждение. Это монстр, в котором нет ни одной оригинальной идеи или свежей мысли. Более того, детали для своего чудовища авторы подобрали с плохо скрываемой иронией. История о маньяке, мстящем гражданам за какие-то мифические поступки, навевает приятные воспоминания о Кевине Спейси, яростно карающем грешников в фильме "Семь". Методы злодея – это коктейль из телепередач "Фактор страха" и "Форт Байярд", залитый в "Куб" Винченцо Натали. Неопрятные, оборудованные видеокамерами комнатушки, в которых глумятся над потерпевшими, перерисованы с аквариумов "Клетки" Тарсема Сингха. Отравленные сигареты, о которых вовремя вспоминают герои, увидены в "Охотниках за разумом". Список можно продолжать и продолжать.

Возникает ощущение, что написавший сценарий Вэнелл задался целью вспомнить все существующие фильмы о маньяках-убийцах. А раз так, ему было не обойтись без пилы. Какая угодно, пусть даже маленькая и не бензиновая, но все-таки пила необходима для создания непереносимой, истерической атмосферы "настоящего" хоррора. "Вжик-вжик" этого инструмента, который, если уж появился в кадре, непременно "выстрелит" в соответствии с чеховскими правилами, должно сводить с ума или как минимум вызывать непреодолимое чувство брезгливости. И тогда сама собой отпадает охота всерьез размышлять над мотивами преступления, выискивать ключи к разгадке. Оперативно-розыскные мероприятия Дэнни Гловера, который по милости умника-режиссера снова (в который раз уже за свою актерскую карьеру) стал полицейским-детективом, не вызывают ровным счетом никакого интереса. Одну только неловкость чувствуешь от того, что этот немолодой чернокожий человек вынужден заниматься заранее проигранным делом. Какая разница, кто кого убил? Разве кролик, глядя на удава, вспоминает как того зовут?

И последнее: боюсь, что "Пила-2", над которой уже вовсю работают те же Вэнелл и Ван, не попадет в десятки хит-парадов, не вызовет бешеного зрительского интереса. Проблема бюджета – а бюджетный дефицит, как известно, стимулирует фантазию – перед авторами уже не стоит, и, значит, все будет скучнее, обыденнее, проще.

Василий Степанов

"Пила. Игра на выживание" (Saw)
фильм ужасов
Реж. – Джеймс Ван
В ролях: Ли Вэнелл, Кэри Элуис, Дэнни Гловер, Дина Мейер
США, 2004, 102 мин.
В кинотеатрах с 16.12