На премьере этого спектакля взрослые дяди шмыгали носами и тянулись за носовыми платками. Однако интонация Алисы Фрейндлих, сыгравшей умирающего от рака мальчика и его "розовую маму", скорее светла, чем безысходна. "Дорогой Бог!.." – так начинается каждое письмо ребенка к Господу, и актриса произносит эти слова как будто от себя, почти с признательностью. Все объяснимо: возвращение на родную сцену Ленсовета, где прошли лучшие годы, сразу две главные (и единственные) роли в жутковатой, отнюдь не сентиментальной пьесе Э.Шмитта – чем не подарок к юбилею?
Фактическое отсутствие режиссуры избавило постановку от возможной слащавости. Правда, Владислав Пази все-таки попытался приблизить притчу к мелодраме редкими музыкальными номерами и белой декорацией-гармошкой, на которую то и дело проецируют цветные пятна и надписи, а к финалу она вытягивается в туннель, по которому движется Оскар навстречу смерти. Но безупречное актерское соло оправдало всё. Невысокая, хрупкая, аккуратно подстриженная женщина в очках и спортивном костюме буквально на глазах "раздваивается": то она лысый Оскар, измученный химиотерапией, благоговейно целующий любимую девочку (образ Пегги Блю решен как голубой воздушный шарик), то – пожилая сиделка, с трудом нагибающаяся за исписанным листком… Это стоит увидеть.
Людмила Филатова
11.01 Театр им. Ленсовета