Любимов представляет тип идеального музыканта нашего времени, который особо расположен к музыке до середины XVIII века и после середины ХХ века, а классико-романтический период обходит не из-за недостатка техники, а потому, что чувствует ее заигранность и невысокую актуальность. Если же играет ее, то с чисто аутентичных позиций – глубоко анализируя как исторический феномен и потому тщательно дистиллируя отсебятину.
Уникальность Любимова, если оставить в стороне пианистический стиль, в том, что он сделал себе имя и карьеру в России и на Западе, играя почти исключительно раннюю и современную музыку. Более того, достигнув привилегированного положения на музыкальном рынке, Любимов отнюдь не собирается почивать на лаврах, переключившись на бессмертные шедевры. То он играет вместе с Антоном Батаговым классические минимальные пьесы Райха, о которых здесь наслышаны, но которых толком не слышали, то ведет сольную партию в немыслимом "Предварительном действе" Скрябина – Немтина (два часа игры с оркестром!). То дает парадоксальную программу из того же Скрябина, Уствольской и Кейджа. А то на молоточковом клавире ошарашит Карлом-Филиппом-Эммануилом Бахом. Любимов празднует свойюбилей очень по-любимовски. Он составил программу, с которой по стройности и насыщенности не могут сравниться другие филармонические события этого сезона. Здесь и аутентичная струя – два клавирных концерта 70-х годов XVIII века. И боковая тропинка классического XX века – джазовые Ebony Concerto Стравинского (обязательно идите послушать соло кларнетиста Кирилла Рыбакова!) и "Прелюдия, фуга и риффы" Бернстайна. И, наконец, автор, на котором Любимов собаку съел, Валентин Сильвестров. Его 45-минутная "Метамузыка" для фортепиано с оркестром никогда не игралась в Петербурге. Эта необычайно красивая вещь – сгустившийся в совершенную форму шум времени.
C.Д.
12.01 (19:00) Большой зал Филармонии