Андрей Зибров: «Артисты — народ странный...»
Он — нечастый пример красавца среди своего поколения актеров. Заглянув на его страничку в Интернете, сразу выясняешь, что от недостатка поклонниц Зиброву страдать не приходится. Причем барышни сходят с ума не только от его киношных ролей в «Агенте национальной безопасности», «Горько», «Команде», «Спецназе», «Особенностях национальной политики» и «Механической сюите». С равным успехом они обожают и его Ивана Петровича из «Владимирской площади» — спектакля-оперы по мотивам Достоевского в Театре имени Ленсовета. А теперь к уже сыгранному прибавится еще и необычная — двойная роль в новогодней премьере театра «Приглашение в замок» Жана Ануя в постановке Владислава Пази. Бьюсь об заклад: ради просмотра великолепной по физической форме «обнаженки» актера барышни будут «делать кассу» театру еще долго...
— Андрей, вы закончили «звездный» курс Фильштинского в 1996 году. Ваши сокурсники Хабенский, Пореченков, Трухин уже давно в Москве. Почему вы-то здесь?
— Ребятам в свое время сделали выгодное предложение. В нашей профессии надо все пробовать. Они — молодцы, наверное, правильно поступили. Я же из других людей. Мне трудно менять место. По знаку зодиака я — Рак: на одном месте, под камнем чувствую себя уверенней.
— Что является для вас самым главным в любой роли? В близнецах из последней премьеры Театра Ленсовета, например?
— Я играл много характерных ролей. Характер — вот определяющее начало героя. Мне проще делать роль, когда есть за что зацепиться. Вот как в пьесе Ануя «Приглашение в замок». Кстати, это мой первый опыт игры героев (в смысле главных действующих лиц) в театре. Близнецы Орас и Фредерик, с моей точки зрения — оба мерзавцы и негодяи. Даже в обход распространенного мнения о том, что негодяй — Орас, мне кажется, что Фредерик гаже. В мире, где все притворяются и надевают маски, Орас кажется поначалу вообще единственным нормальным человеком. Он видит, слышит, улыбается, дает конкретные задания... Он любит и хочет вернуть себе любимую, но никому не признается в своих чувствах к Диане. Орас мстит ей, ревнует, подкалывает, даже разрушает что-то, но любит по-настоящему. А цель в любви оправдывает средства...
— Это какая-то антилюбовь получается. А вы, если любите кого-то или что-то, любите это открыто?
— Ну, почему же антилюбовь... В любви люди совершают и жестокие поступки. А открытой любви хотелось бы, но не получается.
— А что мешает открыто проявлять свои чувства?
— Голова.
— То есть надо быть полным дураком, и тогда с любовью все будет в порядке?
— У детей нет проблемы, как проявлять любовь. Ребенку нравится собака — он ее гладит. А мы, взрослые, с возрастом накапливаем комплексы и заученные пункты — где и как себя надо вести. Существуют определенные правила игры «в жизнь». Мы думаем, где и какое правило надлежит употребить. А надо бы оставаться непосредственным, особенно в любви.
— В тисках этих правил находится и ваш герой... Значит, вникать в драматургические «навороты» было нетрудно?
— Что получится, трудно сказать. Поначалу определение пьесы как комедии мне было непонятно. История о том, как человек идет на поводу своего «я», своих желаний, как он убивает этим другую молодую душу — актрису Изабеллу, которую использует в своих целях, — это уж скорее комедия с приставкой «траги». Материал очень сложный и очень большой. И Орас, казавшийся нормальным человеком, — король сумасшествия на балу сумасшедших...
— А в артисте доля сумасшествия для куража должна быть?
— Артисты вообще народ странный. Жить как нормальные люди (утром на работу, вечером с работы, уик-энд, Рождество, отпуск...) у них не получается. Задвиги какие-то существуют. Мне эта сумасшедшая жизнь «нон-стоп» еще в детстве очень понравилась. Профессия позволяет отойти от рутины, от повседневной скуки.
— Вы считаете, что обычная жизнь скучна?
— Каждый сам ее делает.
— Планы и мечты на будущее существуют?
— Довести «до ума» премьерную роль. У меня нет такого: «Мечтаю сыграть Гамлета». Я, наверное, плохой артист. А может, еще не пришло время...
Пока в любой роли главное — интересно или неинтересно. Это когда в пьесе или сценарии есть проблемы, размышления над которыми хочется донести до зрителя. Просто показывать себя на экране или сцене неинтересно. Повода для выказывания и высказывания нет...
— Это — что касается профессии. А из личных новогодних мечтаний?
— Выспаться хочу, сходить на какую-нибудь премьеру к жене (она тоже актриса)... Детей хочу. Столько, сколько будет. Для их появления я не только созрел, но и перезрел, наверное... Мне все-таки уже 31 год.
Героям Зиброва — близнецам Орасу и Фредерику — в премьерном спектакле тоже около того. И он играет их разными, но, действительно, одинаково «нехорошими людьми». В «Приглашении в замок» симпатичных личностей вообще недостача. Зато великолепных актеров — хоть отбавляй. В компании Ледяйкиной, Мигицко, Письмиченко, Ковальчук, Баранова, Траугота, Ракшиной Андрей Зибров лишним не смотрится. Он — часть утерянного во многих театрах понятия «ансамбль». А там, где играет слаженный ансамбль, скучно никогда не бывает...
Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ
Газета Московский Комсомолец в Питере №2/1 за 12-01-2005