"Монеты – самый пленительный и новаторский вид искусства", – сказал однажды сэр Исаак Ньютон. Этот чудаковатый ученый был фанатичным нумизматом и одно время возглавлял Лондонский монетный двор. Медальерное искусство пленило также Петрарку, Боккаччо, Гёте, Винкельмана, все они были его знатоками и поклонниками.
В Россию "бацилла коллекционирования" проникла при Петре Великом. В 1724 году был основан монетный двор, а в здании Берг-коллегии отпечатан первый серебряный рублевик. Таким образом, в ушедшем году русскому медальерному художеству исполнилось 280 лет. По этому случаю в нумизматическом отделе Эрмитажа открыли отчетную выставку. Впрочем, дата эта весьма условна. До начала XIX века говорить о русской медальерной школе вообще не приходится. В списках мастеров, работавших на Петербургском монетном дворе, едва ли отыщется пара русских имен, сплошь иностранцы. При Петре I – А. Шульц, Г. Рейбиш, И. Хедлингер. При Екатерине II – Ж. А. Дасье, братья Вехтер, И. Б. Гасс, И. К. Егер.
Время расцвета русского медальерного искусства – вторая половина XIX века. Ф. Толстой, П. Уткин, П. Брусницын, А. Васютинский – вот наиболее известные имена, за каждым из которых – целая медальерная школа. После революции, естественно, этот вид искусства назвали "старорежимным" и запрятали поглубже в спецхраны. Только в 60-е, во время "оттепели", началось возрождение медальерного дела. Современные мастера, похоже, не спешат слепо следовать традициям XIX века. Они пробуют новые материалы, оттачивают форму и работают в микрорельефе – экспериментируют.
Ольга Хорошилова
До марта 2005 Эрмитаж