Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Ретроспектива Тэйноскэ Кинугаса

Ретроспектива Тэйноскэ Кинугаса

Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге, Японский фонд и Дома Кино представляют 2 - 6 февраля, по случаю 150-летия установления дружественных отношений между Японией и Россией, ретроспективный показ фильмов Тэйноскэ Кинугаса.

Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге, Японский фонд и
Дома Кино представляют 2 - 6 февраля, по случаю 150-летия установления дружественных отношений между Японией и Россией, ретроспективный показ фильмов Тэйноскэ Кинугаса.

02.02 - Среда
17.00 - Худ. фильм "Врата ада"/”Jigokumon”

03.02 - Четверг
13.10 - Программа документальных фильмов: “Оннагата: как играют женские роли в Кабуки”, “Кокэн: сценические ассистенты в Кабуки”, “Актер Кабуки – Итикава Энноскэ III”
17.00 - Худ. фильм "Месть актера"/”Yukinojo henge”

04.02 - Пятница
13.00 - Программа документальных фильмов:”Дзэами и театр Но”, ”Номура Мандзо VII – дух и техника кёгэн”
17.00 - Худ. фильм "Фонарь со стихами"/”Uta andon”

05.02 - Суббота
12.40 - Программа документальных фильмов: ”Маски театра Но”, ”Кёгэн”, ”Бунраку: самоубийство влюбленных в Сонэдзаки”
16.30 - Худ. фильм "Легенда о Великом Будде"/”Daibutsu kaigen”

06.02 - Воскресенье
13.00 - Программа документальных фильмов: “Приглашение в Бунраку”, ”Гагаку: Этэнраку”, ”Гагаку: церемониальная музыка японского императорского двора”
17.50 - Худ. фильм "Страница безумия"/”Kurutta ippeji”


Тэйноскэ Кинугаса родился 1 января 1898 в японской префектуре Миэ. В юности он был актером оннагата : играл в театре Кабуки женские роли. В раннем японском кинематографе, во многом опиравшемся на искусство Кабуки, женские роли поначалу исполнялись мужчинами – здесь это амплуа называлось ояма. Именно как ояма в 1917 пришел в кино Кинугаса и всего за год снялся в 44 фильмах студии «Никкацу». В 1919 он сыграл главную роль в фильме « Уки сидзуми» режиссера Эйдзо Танака. Впрочем, уже в те годы началась борьба за отход от таких театральных условностей, как исполнение женских ролей мужчинами. Парадоксально, что как раз Кинугаса станет одним из самых активных поборников участия в фильмах женщин и отмены амплуа ояма , хотя еще в 1920 он не только сочиняет сценарий своего первого фильма «Смерть сестры» («Имото-но си») и снимает его всего за три дня, но и сам играет роль сестры… «Революция актрис» побеждает; в 1922 Кинугаса окончательно переходит к режиссуре, и ему удается за год снять несколько немых игровых лент в год (увы, не сохранившихся) - перед печально известным землетрясением, разрушившим Токио и унесшим жизни тысяч людей.

Землетрясение ознаменовало собой начало беспрецедентного притока в Японию западных идей. На месте руин архитекторы строят новые здания, вдохновляясь опытом немецкого Баухауза, в среде японской интеллигенции становятся модными марксизм и учение Фрейда. В кино тоже начинаются стремительные перемены, и Кинугаса оказывается в рядах тех, кто стремится привести японские фильмы в соответствие с западными образцами. Кэндзи Мидзогути снимает фильм «Кровь и душа» (1924) под прямым влиянием шедевра Роберта Вине «Кабинет доктора Калигари», Дайскэ Ито в своих эпических картинах на самурайскую тему широко использует динамичный монтаж и непривычные ракурсы съемки. Но первым зрелым авангардистским фильмом в Японии по праву считается «Страница безумия» (1926) Кинугасы – один из лучших образцов мирового экспериментального кино. Эта картина сродни как экспрессионистской эстетике «Кабинета доктора Калигари», так и монтажным опытам советского кино – тому эллиптическому монтажу, о котором писал Сергей Эйзенштейн. В работе над фильмом принимают участие писатели Ясунари Кавабата и Риити Ёкомицу, что не случайно: сам Кинугаса в ту пору участвовал в так называемом « neosensationnist » движении. Фильм финансировался целиком на средства самого режиссера: в 1926 году, уйдя со студии «Макино», он основал свою независимую кинокомпанию (что в Японии всегда было редким и рискованным предприятием) и импровизированно оборудовал собственную студию и лабораторию в Киото – городе, который до войны оставался, наряду с Токио, крупнейшим центром кинопроизводства. Неудача грозила разорением. К счастью, несмотря на неоднозначную реакцию критики, «Страница безумия» принесла хорошие кассовые сборы.

Следующее значительное произведение Кинугасы, снятое в перерыве между постановками по заказам студии «Сётику», – «Перекрестки» (1928). Именно этот фильм был первой японской картиной, увиденной зрителями на Западе и вышедшей (задолго до «Расёмона» Куросавы) в широкий европейский прокат. В Европе она шла под названием «Тени Ёсивары». По своей экспрессионистской эстетике фильм близок к «Странице безумия», в нем отчетливо просматриваются влияние немецкого «каммершпиля» и разработанных советскими режиссерами приемов монтажа. В Японии радикальные эксперименты режиссера не встретили широкого понимания, и после завершения работы над «Перекрестками» Кинугаса, борясь с приступами депрессии, едет за границу в надежде обрести себя. Некоторое время – пока хватает средств - он живет в Советском Союзе, учась у Сергея Эйзенштейна. Затем в Берлине показывает «Перекрестки» весьма строгим и придирчивым руководителям студии УФА и добивается выхода фильма в прокат. Критики в Германии и во Франции благосклонно принимают картину, сравнивая снятые Кинугасой крупные планы с кадрами только что вышедшего фильма Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны д'Арк» (1928).

Возвращается Кинугаса уже в другую Японию: в обстановке милитаризации и роста национализма художественный радикализм больше не приветствуется. Кинугаса начинает работать на крупных киностудиях, придерживаясь, в основном, традиционного направления. К сожалению, почти все его ленты, снятые до середины сороковых годов, погибли: их уничтожил пожар, случившийся в 1945 году. Долгие годы считалось, что сохранился лишь двадцатиминутный фрагмент фильма 1928 года «Бэнтэн Кодзо» по мотивам пьесы Кабуки о разбойниках, стилистически мало отличающийся от жанровой продукции тямбара (фильмов о воинских поединках) той эпохи. Известно, что в двадцатые годы Кинугаса снимал не только ленты тямбара («Любовь и воин», 1925; Тэнитибо и секта Ига», 1926), но и (в основном) фильмы на сюжеты знаменитых мелодрам («Золотой демон», 1923; « Одинокое село», 1924, и другие), к которым неоднократно обращались многие японские кинематографисты

Увы, мы не можем судить о том, как режиссер в 1932 году трактовал великую классическую пьесу XVIII века «Тюсингура» (известную также под названием «47 ронинов»): Кинугаса экранизировал ее с участием актеров Кабуки за десять лет до выхода на экраны «Сорока семи верных вассалов эпохи Гэнроку» Мидзогути. Не знаем мы и большинства других фильмов тридцатых годов, некоторые из которых высоко оценивались критикой. К счастью, уже в семидесятые годы была найдена копия «Мести актера» (1935). Две блистательные экспериментальные картины 20-х годов сохранились чудом: копия «Перекрестков» нашлась сравнительно недавно в СССР и в Германии, а негатив и старый позитив «Страницы безумия» режиссер обнаружил в 1971 году на чердаке собственного дома. Озвучив фильм, Кинугаса выпустил его на японский экран повторно.

После капитуляции Японии, когда штаб оккупационных войск поставил кино под контроль, подразделив фильмы на так называемые «идейные», ставящие целью «учить японский народ демократии», и развлекательные (в пропорции их производства 1:3), Тэйноскэ Кинугаса поставил на студии «Тохо» картину идейную и вместе с тем имевшую ошеломляющий успех у широкого зрителя - « Господин на одну ночь ». Эта комедия с участием великолепных актеров, действие которой разворачивается в первое десятилетие эпохи Мэйдзи, обличала феодальные порядки и доказывала необходимость установления новых, демократических отношений между людьми.

В 50-е и 60-е годы Кинугаса снимает ряд картин на исторические темы с интересными цветовыми решениями и новаторским использованием широкого экрана. Благодаря неожиданному международному успеху «Расёмона» Куросавы (1950), японские кинопромышленники осознали, что на зарубежном рынке найдется место для исторических драм. После « Статуи Великого Будд ы» (1952), выходившей в прокат на Западе, но вскоре забытой, Кинугаса в 1954 вновь получает международное признание: картине «Врата ада» присуждают Гран-при Каннского кинофестиваля, а также «Оскара» как лучшему зарубежному фильму. Быть может, эта картина не достигает глубины современных ей «Семи самураев» Куросавы и «Управляющего Сансё» Мидзогути, но она остается бесспорным шедевром цветного кино, со смелыми сочетаниями красок и изысканной трактовкой пышных декораций.

Всего за свою творческую жизнь – до ухода на пенсию в середине 1960-х – Кинугаса снял около ста фильмов. Кроме того, он был сценаристом некоторых собственных лент и, уже в поздние годы, нескольких чужих постановок - в частности, новой версии своей картины 1935 года «Месть актера» (режиссер Кон Итикава, 1963, с тем же актером - Кадзуо Хасэгава - в главной роли), и фильма «Сюнкинсё» (режиссер Кацуми Нисикава, 1976). Замечателен для нас тот факт, что свою последнюю картину Кинугаса поставил в Советском Союзе совместно с молодым режиссером Эдуардом Бочаровым, спустя многие годы после путешествия 1929 года и встречи с Сергеем Эйзенштейном. «Маленький беглец» (1966) получил Первую премию Московского международного кинофестиваля.

Сегодня мы с уверенностью можем сказать: эксперименты Тэйноскэ Кинугасы в 1920-е годы могли соперничать с самыми смелыми решениями лучших европейских картин. Своими новациями он – как и его современники Кэндзи Мидзогути, Ясудзиро Одзу и Садао Яманака - помогал японскому кинематографу обрести свой язык, свой неподражаемый голос. В 1950-е годы Кинугаса наряду с Куросавой и Мидзогути способствовал признанию Японии как великой кинодержавы, без которой невозможно представить себе мировое киноискусство.

По материалам статьи Джонатана Кроу « All Movie Guide » и книги Акира Ивасаки «Современное японское кино».