Алексей Штерн по образованию художник, а по призванию режиссер-постановщик. Каждая его работа – и деревянная скульптура, и живописный портрет или пейзаж – прекрасно срежиссированный моноспектакль. Вероятно, такое особое драматургическое мышление сформировалось у него во время работы в театрах. Сначала Штерн сотрудничал с украинскими театрами, после окончания Школы-студии МХАТ попробовал себя в качестве режиссера. "Я рисую по системе Станиславского", – любит повторять художник. Не скучная правда, а театральное гротескное правдоподобие – суть его творчества. Последние несколько лет Алексей Штерн занимается только живописью. Но и на плоскости холста у него получается объемный спектакль – краска пузырится, трехмерное пространство лепится как из теста.
Известность ему принесли портреты современников, среди которых Валерий Лукка, Леонид Мозговой, Владлен Гаврильчик, Левон Лазарев. Штерн переносит образ на холст, после чего начинается гоголевская мистика – изображение оживает на глазах, хихикает, подмигивает, грязно ругается. Жизнь вырывается за пределы холста. Говоря о штерновских "творениях", Николай Благодатов верно подметил: "От огонька их сигарет можно, кажется, прикурить". Впрочем, не стоит забывать, что эти изображения – талантливые актеры, а их лица – искусно исполненные оргалитовые маски с прорезями для глаз. Быть может, за ними скрывается сам режиссер.
Ольга Хорошилова
До 20.02 Строгановский дворец