В Петербурге прошел Второй Всероссийский театральный фестиваль «Пять вечеров» имени Александра Володина. Прошлогодний фестиваль, программу которого составили спектакли по пьесам самого драматурга, организаторы назвали мемориальным. Но в 2005 году под крышей «Пяти вечеров» пьесы, написанные Александром Моисеевичем, объединились с современными проволодинскими драмами...
Что вмещает в себя понятие «проволодинское», или «володинское», по мнению организаторов? Цитата из фестивального буклета гласит: «Это определенное настроение, нравственные координаты, ни с чем не перепутанные понятия о добре, зле, справедливости, свободе...».
Хочется добавить, что отвечать всем этим критериям должна не только драматургия «в чистом виде», но и сами коллективы — театры, представляющие спектакли с претензией на «володинское». Таким на поверку оказался Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева, способный относиться к своим героям с мягкой володинской иронией. В этом году театр привез «Зеленую зону» Зуева-Афанасьева.
«Зеленая зона» определяется как «радиоспектакль». Опасное определение, скрытый смысл которого люди театра понимают по-своему: ведь «театром у микрофона» в закулисье частенько называют постановки, в которых напрочь отсутствует режиссерская идея. Читка, читка и еще раз читка, как перед радиомикрофоном...
В «Зеленой зоне» микрофон — участник действия, даже хитрее — подслушивающее устройство, в которое герои, живущие в те времена, когда вслух говорилось далеко не все, подчеркнуто произносят лишь «общественно правильные» слова. На самом деле они — самые обычные люди, которым любовь и ревность, счастье и недовольство, простые и бранные слова гораздо ближе и понятнее, чем советская обязательная правильность.
...Пересказывать спектакль — дело неблагодарное, но поверьте — он хорош. «Послевкусие», остающееся после просмотра, заключается в сожалении об утерянном навеки прошлом и искренних добросердечных людях, которые в наши дни становятся реликтами.
Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ
Газета Московский Комсомолец в Питере №6/10 за 11-02-2005