По идиллическому японскому пейзажу – речная заводь, тающие в дымке берега, конус Фудзиямы на горизонте – ползет советский танк. Его гусеницы, шестеренки и прочие железные сочленения тщательно прорисованы художником. Военный на переднем плане встал на одно колено и руководит процессом. Наверное, политрук. "Сто видов Фудзи" ироничного графика Юрия Александрова – сплошное надругательство над классической японской гравюрой. Профессионально и умело канонический силуэт Фудзиямы соединился с авторской графикой по принципу "не пришей кобыле хвост". Художник использует при этом технику гравюры на ткани – в точности как японские классики. Но в отличие от японцев, у Александрова на одном полотне умещается ровно сто гравюр. То есть сто видов Фудзи – все одинаковые – "в одном флаконе".
Александров много лет иллюстрировал книги и учебники, и это развило в нем вкус к стандартной педагогической графике – к прилизанным персонажам учебников, пособий, плакатов гражданской обороны и медицинского просвещения, обучавшим надевать противогаз и соблюдать правила гигиены. Эти персонажии позируют у Александрова на фоне Фудзи. Результат двусмысленный и гомерически смешной. То ли художник-хулиган пририсовал к одинаковым лицам силуэт Фудзи. То ли , наоборот, они вторглись в гармонию японской гравюры. Но их союз оказался очень продуктивным: на выставке еще и рукодельные книги, веера, галстуки – все испещрены гравированными Фудзиямами. В 1993 году художник принес уже готовый цикл с видами Фудзи в Дом Писателей, где должна была открыться выставка. Через день там случился пожар. Все работы сгорели. Больше десяти лет Александров вспоминал и восстанавливал сгоревшее по памяти. Восстановил.
Анна Матвеева
До конца марта. Галерея "НоМи"