Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Злая история

Злая история

В искусстве ХХ века много абстрактных работ, как будто нарисованных ребенком, добравшимся до взрослых красок и инструментов.

В искусстве ХХ века много абстрактных работ, как будто нарисованных ребенком, добравшимся до взрослых красок и инструментов. Искусствоведы придумали целую классификацию художественных течений, стремящихся приблизиться к детской спонтанности и интуитивному исследованию мира.

Немецкий художник и фотограф Альфред Отто Вольфганг Шульце (Wols – это псевдоним) вошел во все энциклопедии современного искусства как родоночальник так называемого ташизма. Его работы обычно называют "психограммами", так как свой метод ташисты считали "психической импровизацией". Это что-то вроде бессознательного "автоматического письма", практикуемого сюрреалистами, когда художник вступает в шаманский контакт с материалами и образами, находясь в состоянии транса. Это состояние можно, конечно, симулировать, но особо честные художники, вроде Вольса, предпочитали стимулировать его наркотиками и алкоголем, таким образом буквально сгорая на работе.

"Поэт сам себя делает восприимчивым – путем длительного, изнуряющего и тщательно продуманного расстройства всех своих чувств", – со знанием дела констатировал Артюр Рембо. Биография Вольса показывает, как злая история помогала ему следовать этому правилу, да он и сам явно был к этому склонен. Мытарства и метания, полная неспособность встраиваться в социальную систему, случайные заработки, испанская тюрьма и французские лагеря для интернированных лиц, смерть в 38 лет в результате отравления трупным ядом.

Произведения Вольса не совсем абстрактны. Его "каракули"– не просто фиксация импульсивной двигательной активности. Но те узнаваемые существа и вещи, которые можно увидеть в его работах, попадают туда из таких странных и далеких слоев реальности, что становится ясно: достичь их можно только ценой отчаянного погружения в хаос и страх.

Сначала была фотография. Угрюмые снимки, полные какого-то брезгливого интереса, как будто в объектив попали не куски привычной реальности, скажем, машины на парижских улицах, а гадкие крупные насекомые. Первые серии рисунков сделаны в лагере тушью и акварелью на крошечных клочках бумаги. Потом форматы растут, появляется то, что можно уже назвать живописью. Затем – иллюстрации к Сартру, Кафке, Арто. Живопись Вольса мало отличается от его графики – такие же робкие и застенчивые формы, тусклые цвета, болезненная, слабая энергия. И тем не менее она притягательна. Стоит увеличить любой фрагмент, чтобы ясно увидеть: эта вибрирующая энергия возникает благодаря плотности микрособытий, наполняющих каждый квадратный сантиметр картинки. Таким простым способом художник приютил в путанице линий бессчетное число жалких, напуганных, бездомных существ.

С 25.02 Выставочный зал Музея городской скульптуры

26.02 в 15:00 куратор Вернер Мейер проведет по выставке экскурсию

5.03 в 15:00 – встреча на выставке: рассказывает и комментирует Иван Чечот

Дарья Агапова