В греческом театре уже были VIP-ложи для жрецов и почетных граждан, спецэффекты, достойные студии "Парамаунт", государственные деньги и частные инвестиции. Были изумительные актеры – рассказывают, что один из них прихватил на сцену прах собственного ребенка, чтобы рыдать более убедительно. Были первые театральные фестивали – Ленеи, на которых состязались в мастерстве греческие комедиографы. Почти все в этой области мы заимствовали у древних, на что указывают даже сами греческие слова – "театр", "сцена", "оркестр". В греческом театре не было только женщин и занавеса. Скрыть провал было невозможно, а стесняться – некого.
Историю античного театра представляет экспозиция в фойе Эрмитажного театра. Вся эта история, от бурных дионисийских праздненств до постановок Еврипида и Аристофана, отразилась в аттической вазописи и скульптуре. Мраморные изображения веселого бога Диониса и его непременных спутников – полуобнаженных менад и вакханок, похотливых сатиров и вечно пьяных силенов – напоминают о возникновении античной драмы и трагедии ("козлиной песни"), а также стриптиза и варьете. Женщины в древнем театре появлялись в качестве участниц дионисийских мистерий и танцовщиц, их золотые серьги украшались подвесками с изображениями Эротов, а хитоны и туники – блестками с танцующими фигурками. Терракотовые статуэтки профессиональных актеров пользовались такой же популярностью, как много позже фарфоровые фигурки Марии Тальони или Галины Улановой. Сохранились и маски, их в греческом театре было 76 видов, а раскрашены они были так, чтобы из самого дальнего конца античного театра, где бывало до 30 000 человек, можно было разглядеть, кого изображает актер – раба или героя.
Выставка проходит в рамках театрального фестиваля и рассказывает не только об истории театра, но и об античном театре на петербургской сцене. Размещенные в лоджиях Рафаэля экспонаты Театрального музея – эскизы к сценографии и подлинные костюмы постановок античных авторов – показывают историю стилей, но не передают главного – актуальности античных страстей и идей. Между тем накал чувств в трагедиях Еврипида и Софокла, остроумие Аристофана, сочетавшего тонкую эротику с гражданским пафосом, афоризмы, на которые разошлись произведения Эсхила, ставят нас перед вопросом – если мы ушли от греков, то как далеко и в какую сторону?
Любовь Бакст
С 1.03 Эрмитаж