Почему концерт – "премьера", если Fratres Арво Пярта исполнялась здесь много раз, Симфония № 2 Лютославского написана больше сорока лет назад, а о Рапсодии на тему Паганини и говорить не приходится? Вероятно, потому, что он проходит в Петербургской филармонии. Но не будем о грустном.
Польский маэстро Ежи Максымюк собаку съел на исполнении современной польской музыки, и дирижеры именно такого типа – технари-знатоки – нужны сейчас любому русскому оркестру. Вторая симфония № 2 Лютославского ставит очень непривычные задачи перед Первым филармоническим оркестром, увязшим в XIX веке. Она написана в 1962 году, во время расцвета польской школы с ее многочисленными авангардными примочками. Из них главнейшей для Лютославского оказалась алеаторика. Собственно, он и считается ее изобретателем и классиком.
Алеаторика – это такая манера сочинять, при которой инструментальные партии координируются друг с другом весьма свободно, а тактовая черта появляется лишь в самые важные моменты. Правда, Вторая симфония еще не дотягивает до уровня лучших вещей Лютославского. Остается добавить, что превосходному московскому пианисту Александру Мельникову, неизвестному в Петербурге специалисту по музыке ХХ века, Филармония могла бы предложить что-нибудь менее пыльное, чем Рапсодия на тему Паганини Рахманинова.
Б.Ф.
12.03 Большой зал Филармонии