Поздновато деятели отечественного кинопрома поняли, что кино может приносить действительно солидную прибыль. Набивший оскомину "Ночной дозор", патриотический "Личный номер", пафосный "Турецкий гамбит", а теперь так же яростно раскручивающийся "Бой с тенью" - установили новые рамки якобы "настоящего" нового русского кино.
Но, на поверку, оказалось, что российские кинопромышленники, зарабатывая миллионы американских рублей новым для себя способом, напрочь забыли о том, что кино как искусство ни в какие рамки не загонишь и под общий знаменатель не подведешь. И вместо действительно качественного, пусть и не лишенного здоровой доли коммерции продукта, отечественный зритель получил совокупность до дыр затертых Голливудом штампов и портящих всякое впечатление о фильме ляпов.
Пригласив в качестве режиссера и сценариста Алексея Сидорова, знакомого российскому телезрителю по сериалу "Бригада", создатели надеялись на то, что он создаст качественное кино, придав ему неповторимость и энергетику знакового для России сериала.
С сожалением приходится констатировать, что выполнить эту задачу у Сидорова не совсем получилось. Взяв за основу, мягко говоря, не совсем новую, но, тем не менее, востребованную тему спорта на экране - тему бокса, режиссер снял два часа действия в стиле лучших представителей американских детективов 80-х годов.
"Бой с тенью" насыщен атрибутами "большого" кинематографа - многочисленные массовки, хорошая операторская работа, качественные драки, дорогие декорации, симпатичные главыне герои и героиня и... к сожалению предсказуемая развязка в стиле "сопли в шоколаде".
Но, обо всём по порядку. Молодой, но жутко перспективный российский боксер Артем Колчин (Денис Никифоров) встречается на отечественном ринге со знаменитым американским профессионалом Палмером, которого привез в нашу страну господин Хилл, в исполнении заслуженного артиста России Джона Эймоса (снимался он в "Личном номере", теперь вот "Бой...". И ряд этот наверняка продолжится в будущем), говорящий "baby" к месту и не к месту.
Этот чернокожий безволосый промоутер, олицетворяющий собой скорее всего известного скандалами в мировом боксе Дона Кинга, предлагает менеджеру Колчина Вагиту Валиеву (Андрей Панин) сдать бой в России, за что обещает необычайные перспективы, в том числе матч-реванш в Лас-Вегасе и последующую всемирную славу.
Вагит отказывается, заявляя, что Артем "порвет" Палмера в любом случае, чем вызывает у Хилла поток немотивированного гнева. Но Валиев не знает об опасной болезни глаз Колчина, при которой любой удар может привести к слепоте: это врач Вика (Елена Панова), пожалела симпатичного боксера и допустила его к поединку.
По законам жанра, Колчин получает от Палмера по полной программе и попадает в больницу с диагнозом "отслоение сетчатки глаза" и полностью слепым. Зрение можно вернуть - для этого не позже чем через 3 дня необходимо сделать операцию стоимостью около $30 000. И тут проявляется мерзкая сущность Вагита Валиева - при всем своем материальном благополучии он отказывается помочь подопечному ради принципа.
А влюбившаяся к тому времени в Артема Вика оказывается бывшей наркоманкой и спешит за финансовой помощью к близкому знакомому - наркоторговцу, а по совместительству владельцу ночного клуба. И опять же по законам жанра клуб "накрывает" спецназ Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, во главе с бравым офицером Нечаевым (Дмитрий Шевченко).
В это же время киллер убивает наркоторговца, а по совместительству владельца клуба. И теперь главная подозреваемая Вика в компании со слепым боксером Колчиным и младшим братишкой решают во что бы то ни стало найти деньги на операцию, для чего идут на ограбление банка, в котором Артём когда-то работал...
Дабы не отбивать у Вас желание смотреть "Бой с тенью" пересказывать сюжет дальше не стану, хотя развязка и финал предсказуемы как "поцелуй в диафрагму" в мелодрамах середины 20 века.
Хотелось бы, конечно, не замечать многочисленных ляпов и возникающих во время просмотра фильма явных ассоциаций с продуктами зарубежного кинематографа; хотелось бы пропустить мимо глаз уходящие вникуда сценарные линии, затянутость сюжета и сцены из шекспировского "Ричарда III", введенные наверное лишь для того, чтобы показать примитивность диалогов "Боя с тенью" в сравнении с классикой; хотелось бы не заметить напоминания Сидорова о своей причастности к "Бригаде" вроде встречи главного героя с Сашей Белым (надо сказать, что этот эпизод заставляет ждать, когда Саша Белый появится в конце фильма и "замочит" наконец знакомого нам по "Бригаде" героя Андрея Панина).
Но ведь зритель ждет и качественное кино, тем более что многочисленная реклама "Боя..." по ТВ практически гарантирует нам достойное зрелище.
Конечно, не всё так плохо. Панин и Шевченко на своих нешироких в общем-то плечах практически "вытаскивают" фильм.
Опять же, благодаря "Бою...", у нас появился новый молодой и, надо сказать, неплохой актер - Денис Никифоров. И раз уж данный фильм снимался во многом для зарабатывания денег, не могу не отметить и важный аспект кинобизнеса - зловещий "product placement". "Ночной дозор", "Антикиллер-2" и "Московская жара" показали нам, как не нужно рекламировать товары и брэнды.
Показать тридцать раз крупным планом мобильник известной марки или 10 раз напомнить зрителю, пельменями какой марки герои собираются утолить голод - далеко не профессиональный подход к рекламе товаров в кино.
И "Бой с тенью" сделал шаг вперед в этой сфере: неизвестный водитель с Колчиным на пассажирском сидении резво и бесстрашно гоняет по столице на ярко-красном "Ауди", фото Артема появляется в кадре на обложке глянцевого журнала "GQ", да и надоевший зрителю по второй части "Антикиллера" "Panasonic" прорекламирован неброско, но заметно. Прогрессируем в общем.
Подводя итог, скажу, что "Бой с тенью" вполне может показаться Вам гораздо лучше, чем написано в этой рецензии, а кто-то в возрастной категории от 13 до 18 лет скорее всего влюбится в "сыгравшего сложнейшую роль слепого боксера" Никифорова и при встречу выцарапать мне глаза за критику.
Без сомнений, фильм стоит посмотреть и оценить его самостоятельно. Вот только я все не могу избавиться от мысли, что наш новый коммерческий кинематограф застрял на рубеже 80-90 годов 20 века, а в США, на который наш кинопром вроде бы равняется, "Оскары" дают не масштабным "экшенам", а жизненным мелодрамам, как "На обочине", и фильмам на ту же боксерскую тему, но снятым совсем по-другому и несущим иную смысловую нагрузку, как "Малышка на миллион".
Владимир Перцев