Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Каренина без паровоза

Каренина без паровоза

Как Эйфман погубил Анну. Его принцип — никогда не повторяться. То есть не использовать для своих спектаклей те произведения.

Как Эйфман погубил Анну. Его принцип — никогда не повторяться. То есть не использовать для своих спектаклей те произведения, которые были поставлены раньше в балетном театре. На сей раз Борис Эйфман сделал исключение из правил. Знаменитый хореограф взялся за балетную интерпретацию толстовской «Анны Карениной»

Конечно, судить зрителю, но маэстро считает, что это его лучшая работа за последнюю четверть века. «В этом спектакле максимально реализована моя идея создания пронзительного, стремительного танцевального действа, которое несет в себе поток духовной энергии».

— Борис Яковлевич, почему вы все же решились взяться за «Анну», которую сто раз ставили на сцене и экранизировали?

— У меня есть несколько любимых идей, и Каренина — одна из них. Долгое время я отодвигал ее в сторону: не хотел создавать свою редакцию того, что уже было поставлено. Но потом еще раз перечитал роман и понял, что все эти интерпретации не имеют никакого отношения к моему представлению о романе. Это ведь потрясающая книга, до конца не оцененная. Предтеча многих мистических произведений уже ХХ века, чистый Фрейд. Хотелось бы, чтобы наш спектакль открыл неизвестное в известном. Фильмы оставляют впечатление поверхностного сюжета, тогда как у Толстого «Анна Каренина» — это погружение в глубины психоэротического анализа. А балет вообще особая область реализации психологических драм. Это возможность проникнуть в подсознание человека, тайники эмоциональной жизни человеческих страстей. Анна — кладезь таких страстей, которые недостижимы в современной жизни. Думаю, Толстой сам содрогался от той бездны страсти, в которую погрузил свою бедную героиню.

Мы взяли за основу историю банального треугольника и в нем пытались передать то, что возможно передать только средствами музыки и хореографии. Это самостоятельное искусство, свой миф, который, надеюсь, будет интересен современному зрителю.

— Вы как мужчина понимаете женщину, которая попала в такой переплет?

— Я сталкивался с такими женщинами в жизни. Они мне не близки, но интересны. В Анне открывается одна из возможных граней женского существа. Женщина по природе своей зависима от мужчины, в сексуальном плане. Каренина для меня — оборотень, в ней жили два человека, светская дама и женщина, инфернальный мир которой не снился даже героиням Достоевского. Открыв для себя дьявольский мир пагубных страстей и погрузившись в него, Анна уже не могла вернуться в мир реальный. Более того, она убила себя, чтобы освободить себя и своих близких от того существа, в которое превратилась.

— Мужчинам свойственна эта «болезнь»?

— Мы более уравновешенно воспринимаем подобные ситуации. Метаморфоза произошла с Карениным. Из чиновника он пришел к христианскому пониманию Бога, прощения, любви.

— А если бы Анна сделала выбор в пользу своего сына, по-вашему, ее жизнь пришла бы к такому же трагическому финалу?

— Думаю, такой поворот событий был бы невозможен: это была бы уже не Каренина, а другая женщина.

— Что в этом спектакле вам самому больше всего нравится?

— Для меня интереснее всего решение самой гибели Анны. Обычно во всех спектаклях и кино большой паровоз наезжает на хрупкую женщину. У нас паровоза нет.

— Почему премьера будет в Краснодаре?

— Во время гастролей Краснодарского балета в Петербурге наш театр пригласили с ответным визитом в Краснодар. Но голь на выдумки хитра, и я предложил более тесное сотрудничество. У нас нет своего театра, и негде подготовить спектакль. В Петербурге все театральные площадки репертуарные, и никто не даст нам их на большой срок. Всегда помогала директор ДК имени Ленсовета Людмила Трофимова, но сейчас, к сожалению, театральный зал закрыт на ремонт. Краснодарский театр дал возможность в течение десяти месяцев провести репетиции и все затраты взял на себя, мы только бесплатно покажем премьеру. Такой вот краснодарский дар! Очень надеюсь, что когда-нибудь появится мой театр, и он так же сможет приглашать гостей.

— Когда же, наконец?!

— Хочется верить, что в 2008 — 2009 годах. Должен появиться Дворец танца мирового уровня. Это поможет российскому и мировому балету выйти из кризиса развития. Сегодня мы много внимания уделяем сохранению классического наследия; при этом мы, к сожалению, практически потеряли все, что было сделано в ХХ веке, и ничего не делаем для того, чтобы продолжать быть конкурентоспособными в мире в этой области. А ведь балет в России — больше чем балет!

Классический треугольник обрел в балете Эйфмана современные черты. Музыку Чайковского дополнила электронная. Над постановкой работали сразу три художника — постоянный партнер театра Вячеслав Окунев придумывал костюмы, декорации создавал Зиновий Марголин, и колдовал со светом Глеб Фильштинский. Спектакль будет идти в трех разных составах — с новой актрисой Марией Абашеевой, звездами театра Верой Арбузовой и Натальей Поворознюк. «Анну Каренину» уже ждут в Бостоне, Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, а осенью — в Европе. Питерский же зритель узнает, как Эйфман погубил Анну, сразу после Краснодара — в театре Консерватории 31 марта, 1 и 2 апреля. А для тех, кто не успеет попасть на премьеру, летом театр Эйфмана вновь порадует родной город своими выступлениями.

Марина Полубарьева
Газета Московский Комсомолец в Питере №13/23 за 30-03-2005