Выставленную в первом зале медиаинсталляцию Void.I нужно смотреть, не отрываясь, минут пятнадцать, чтобы понять, в чем секрет – он стоит потраченных пятнадцати минут. Большая панорамная фотография тибетского плоскогорья – на деле не фотография, а гравюра. Весь ее тираж – десять экземпляров – сложен стопкой, повешен на стену и прорезан ножом так, что сквозь один отпечаток виден другой. Пейзаж становится трехмерным, а затем оживает: по нему течет вода, потом замерзает, превращаясь в лед, идет снег, дождь, сверкает молния, снова течет вода… Время от времени на периферии зрения возникают следы цивилизации – башни, руины, –чтобы тут же исчезнуть. Смотреть на это можно бесконечно, думать ни о чем невозможно: чистейшая дзенская медитация, устроенная художественными средствами.
Два главных зала галереи Пушницкий разделил на "мужской" и "женский", но не ждите от этого деления ничего сексуального: "М" и "Ж" для Пушницкого – символы, разграничивающие два сюжета. Женские образы в сериях "Менины" и "Невесты" – просто намек на смысл картин, а картины, как часто у Пушницкого, – на самом деле не о девушках, а о жизни, смерти и тщете человеческих усилий. В повороте головы красотки на искусственно состаренной картине угадываются очертания черепа, а в латинских надписях – эпитафии, переснятые с могильных камней. Мужчины же служат украшением стола. В самом прямом смысле: вместо картин Пушницкий выставил ряд круглых столов, на столешницах которых – мужские портреты. На вернисаже на столах будет шампанское, бокалы, тарталетки. Вам решать, прилично ли есть с картины и чтоэ то такое – надругательство над искусством или внедрение его в жизнь.
Творчество Пушницкого и еще нескольких его ровесников три-четыре года назад совершило в современном искусстве России революцию. Молодые художники во всеуслышание заявили, что повальная ирония, гламурность и выпендреж 90-х больше никого "не цепляют". Что вновь настало время "больших ценностей": честности, ответственности и глубокомысленности. Крутой поворот был бы обречен на провал, если бы художники не подкрепили его картинами, видеофильмами, инсталляциями нужной степени воздействия. На выставках Пушницкого чувствуешь, как время замедляется. Суета, бешеные скорости городской жизни, реальность, в которой не имеет права на существование то, что не схватывается за секунду, – из всего этого Пушницкий вышибает зрителя в другую жизнь на другой скорости. Его работы требуют медленного чтения, перед ними нужно долго стоять и внимательно смотреть – и в то же время они слишком хороши, чтобы отказаться от них, сославшись на нехватку времени. Открою профессиональную тайну: критикам давно надоело расхваливать Виталия Пушницкого. Все статьи о нем неизбежно начинаются с фразы: "Пушницкий – самый интересный, самый серьезный, самый интеллектуальный из питерских художников нового поколения…" И тем не менее делать нечего: это факт.
Виталий Пушницкий. "Реакция"
С 11.04 "Д-137"
Анна Матвеева