Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Оружейное искусство города Тулы XVIII–XIX веков

Оружейное искусство города Тулы XVIII–XIX веков

Эрмитаж – не только "кладовая европейского искусства", но и огромный арсенал, в котором собрано разнообразное оружие – от древнеримских клинков до винтовок начала XX века.

Эрмитаж – не только "кладовая европейского искусства", но и огромный арсенал, в котором собрано разнообразное оружие – от древнеримских клинков до винтовок начала XX века. На открывающейся в Меншиковском дворце выставке можно увидеть многое из того, чем в XVIII и XIX веках славился Тульский оружейный завод, – сабли, кинжалы, палаши, пистоли, карабины, винтовки. Да не простые, а почти золотые – богато инкрустированные и причудливо гравированные.

Тульское оружие – как и все русское – не без парадоксов. В искусности отделки эфесов, клинков и рукоятей мало кто мог сравниться с тульскими мастерами. Но на стене такое ружье было много лучше, чем в бою. То есть прямому своему назначению отвечало плохо, технически значительно отставая от мировых стандартов. "Тульское оружие – это несчастье! Стреляешь из тульского револьвера в жену, а попадаешь себе в лопатку..." – жаловался герой чеховского рассказа "Мститель". В гонке вооружения Россия никак не поспевала за своими вечными соперницами – Англией, Германией, Францией и Америкой. И все вроде бы у нас было: и финансовые возможности, и оружейники талантливые, но что-то не клеилось. Скажем, основал Петр I в 1712 году Тульский оружейный завод, заказы сделал, а ружей все равно много не произвели, пришлось пики доставать. Во время Отечественной войны 1812 года Тульский завод работал отменно, и мастера трудились, не жалея живота, вот только калибров у ружей было столько, что вести бой иногда было просто невозможно.

Дальше – печальнее. Перед началом Крымской кампании Россия отстала от Англии лет на двадцать. Пока викторианские оружейники тысячами шлепали нарезные винтовки, на Тульском заводе все еще чеканили старинные гладкоствольные. Всех изумляет смекалка и искусность Левши. Мало кто задумывается, что действие повести Лескова происходит перед Крымской войной и вместо того, чтобы стоять у станка, Левша вытачивает блошиные подковки. Стоит ли говорить, что Крымскую войну мы позорно проиграли. Зато расцветало тульское декоративное мастерство. По гравированным палашам, кинжалам, пистолетам и винтовкам теперь можно изучать историю художественных стилей Нового времени. Тут вам и пышное барокко со сценами мифологической охоты, и строгий ампир с лавровыми венками и орлами. Клинки тщательно полировали, воронили, золотили, ножны и рукояти сабель обтягивали акульей кожей, замки и рукоятки пистолетов вырезали из кости и рога. А что боеспособность при этом была низкой, так это см. у Оскара Уайльда: "подлинное искусство бесполезно".

Ольга Хорошилова

С 8.04 Меншиковский дворец