В начале XX века это имя гремело, теперь же оно известно лишь специалистам. Кем только Издебский не был, вернее, кем только не пытался стать. С юности занимался скульптурой. В начале 1900-х учился в Париже и Мюнхене. Подражал Родену. Не забывал следить за политикой, вернулся, участвовал в митингах, в 1905-м боролся в Одессе с "революционными" погромщиками, за что был выслан из страны. В Женеве превратился в эсера. Опять вернулся, основывал кабаре "Зеленый попугай" в Одессе, безуспешно пытался создать драматический театр. В 1909–1910 годах решил попробовать себя в качестве импресарио, организовав серию "передвижных" салонов – выставок современного искусства. Опыт был успешен – Матисс, Боннар, Брак, Руссо и русские Кандинский, Машков, Бурлюк, Ларионов, Гончарова участвовали в выставках, но славы Дягилева Издебский все же не достиг. Переехав в Париж, он создал студию рисунков для ткани, которая вскоре стала одной из лучших в городе. С началом войны уплыл в Нью-Йорк и вернулся к скульптуре. Русский музей получил часть наследия художника от его дочери. Среди наиболее любопытных экспонатов – коллажи дадаистского толка, черно-белые абстракции и полуфигуративные скульптуры.
О.Х.
С 21.04 Корпус Бенуа