К Дню Победы в репертуар вернули редко исполняемую "Ленинградскую симфонию" – драмбалет Бельского на музыку первой части Седьмой симфонии Шостаковича. Добавили еще два одноактных балета – "Серенаду" Баланчина и тольчо что поставленный Reverence Доусона – и получился вечер-отчет: вот чем мы занимались всю жизнь и последние десять лет. Взгляните, как это все в театре существует одновременно. Удивитесь.
"Ленинградская симфония" много значила для Кировского балета 60-х. Готовили ее как заговор, собирались как тайный кружок, репетировали в фойе, сражались на сцене с фашистами так, будто с обкомовской косностью. Потом победили, вывозили на гастроли, гордились. Сейчас уже никто не помнит, что была такая битва – сторонников "симфонического танца" с "драмбалетом". Осталась поэма для мариинского кордебалета, утверждения его безграничного диапазона – тут и текучая лирика, и угловатая агрессия. Роль Девушки – одна из лучших в репертуаре Дарьи Павленко (на фото).
Баланчинская "Серенада" (1935) была поставленна для его первых учениц – и это каталог возможностей, которые в отличие от балета Бельского осуществились. Все это потом и образовало феномен New York City Ballet. Смотреть "Серенаду" сейчас можно двумя разными способами: если вы уже видели Баланчина в Мариинке – угадывать мотивы будущих спектаклей в том, первом американском балете; если же нет – можно предвкушать. Не знаю, что интереснее.
Между великими тенями прошлого тихо разместилось настоящее. Не претендующий на величие спектакль Доусона – три пары, танцующие в сером полумраке среди темных, уходящих в невидимую высь стен. Чуть сентиментально, с тихими всплесками эмоций – возьмет прямо стоящая девушка и приляжет спиной на руку молодого человека, приласкается. Спектакль об усталом и нежном времени, в котором нет великой борьбы и обещаний великого будущего. В котором можно просто жить.
Анна Гордеева
"Ленинградская симфония", "Серенада", Reverence
Мариинский театр, 8.05