Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Людмила Белова. Игорь Лебедев

Людмила Белова. Игорь Лебедев

Оценка художественного проекта о войне неизменно сводится к выяснению меры искренности. Инсталляции Людмилы Беловой и Игоря Лебедева, посвященные 60-летию Победы, официозностью не грешат.

Оценка художественного проекта о войне неизменно сводится к выяснению меры искренности. Инсталляции Людмилы Беловой и Игоря Лебедева, посвященные 60-летию Победы, официозностью не грешат. Что не мешает им, впрочем, быть пафосными до зубовного скрежета. Первая – "Без названия" – посвящена без вести пропавшим солдатам, чьи затерянные могилы до сих пор находят поисковые отряды. Своеобразная "палатка" из белого полотнища, занимающая почти весь зал, погружена в полумрак. В центре – огромный лайт-бокс с фотографией солдатских останков, найденных во время одной из экспедиций. Стаканы с водкой, накрытые поминальным хлебом, стоят рядами на зеркальной поверхности посередине пола, засыпанного песком. Над всем этим – проекция праздничного салюта: залпы орудий и крики ура (напоминающие звуки боя и атаки). "Играют" пустота, отражения, звуки и свет. Цель – погрузить зрителя в атмосферу на грани ликования и скорби и тем дать прочувствовать цену победы. Почувствовать физически. Цель достигнута. Впечатляет. Единственное, что может снизить эффект, – это оставшееся с советских времен недоверие к любой информации, которая давит на психику и навязывает интерпретацию.

Так же тотально "проглатывает" зрителя и другая инсталляция – "Избранное" Людмилы Беловой. Отогнув лиловую тряпку, вы попадаете в кладовку типичной коммуналки (в реальности – музейная подсобка), заставленную и обвешанную вещами 50–70-х годов. Можно не только осмотреться, порыться в старых фотографиях и газетах, но и присесть на сундучок – за ширмой стоит современный телевизор. На видеокассете – воспоминания о войне ее очевидцев – людей за 80. Их снимали очень крупным планом, так, чтобы у человека, сидящего у экрана, возникало ощущение общения глаза в глаза. Формат documentary based art, в котором работает Белова, вообще как будто специально со-дан для сотрудничества художника и музея. Но на редкость ко двору он пришелся именно в Музее Ахматовой (это уже третий совместный проект). Мистически-философский взгляд Беловой на старые вещи как вместилище памяти повторяет ахматовский: с каждой вещью связано воспоминание, и подобно тому, как в кладовке или на чердаке нагромождены ненужные предметы, так и в памяти без всякой хронологии переплетаются случайные детали и важные события.

Ксения Кочкина

Две инсталляции. "Избранное" и "Без названия" До 30.05 Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме