Оценка художественного проекта о войне неизменно сводится к выяснению меры искренности. Инсталляции Людмилы Беловой и Игоря Лебедева, посвященные 60-летию Победы, официозностью не грешат. Что не мешает им, впрочем, быть пафосными до зубовного скрежета. Первая – "Без названия" – посвящена без вести пропавшим солдатам, чьи затерянные могилы до сих пор находят поисковые отряды. Своеобразная "палатка" из белого полотнища, занимающая почти весь зал, погружена в полумрак. В центре – огромный лайт-бокс с фотографией солдатских останков, найденных во время одной из экспедиций. Стаканы с водкой, накрытые поминальным хлебом, стоят рядами на зеркальной поверхности посередине пола, засыпанного песком. Над всем этим – проекция праздничного салюта: залпы орудий и крики ура (напоминающие звуки боя и атаки). "Играют" пустота, отражения, звуки и свет. Цель – погрузить зрителя в атмосферу на грани ликования и скорби и тем дать прочувствовать цену победы. Почувствовать физически. Цель достигнута. Впечатляет. Единственное, что может снизить эффект, – это оставшееся с советских времен недоверие к любой информации, которая давит на психику и навязывает интерпретацию.
Так же тотально "проглатывает" зрителя и другая инсталляция – "Избранное" Людмилы Беловой. Отогнув лиловую тряпку, вы попадаете в кладовку типичной коммуналки (в реальности – музейная подсобка), заставленную и обвешанную вещами 50–70-х годов. Можно не только осмотреться, порыться в старых фотографиях и газетах, но и присесть на сундучок – за ширмой стоит современный телевизор. На видеокассете – воспоминания о войне ее очевидцев – людей за 80. Их снимали очень крупным планом, так, чтобы у человека, сидящего у экрана, возникало ощущение общения глаза в глаза. Формат documentary based art, в котором работает Белова, вообще как будто специально со-дан для сотрудничества художника и музея. Но на редкость ко двору он пришелся именно в Музее Ахматовой (это уже третий совместный проект). Мистически-философский взгляд Беловой на старые вещи как вместилище памяти повторяет ахматовский: с каждой вещью связано воспоминание, и подобно тому, как в кладовке или на чердаке нагромождены ненужные предметы, так и в памяти без всякой хронологии переплетаются случайные детали и важные события.
Ксения Кочкина
Две инсталляции. "Избранное" и "Без названия" До 30.05 Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме