Есть люди – секс-символы, есть поп-символы, а есть арт-символы. И если места секс-символа или поп-символа в нашем городе еще вакантны, то арт-символ – это, конечно, Александр Флоренский. Он сам и его нарочито корявый почерк, намалеванные вручную широкой кистью буквы, такие же неловкие, разлапистые силуэты человечков, собак, машин, домов. Именно в этом качестве Флоренского с его фирменным стилем используют разнообразные статусные издания: от книги "Неофициальная столица" – манифеста альтернативной питерской культуры образца 2000 года – до газеты "Коммерсантъ – Санкт-Петербург", которая долгое время заказывала Флоренскому ежедневные рисунки исключительно ради "эксклюзивной фишки". Как и его жена Ольга, Флоренский – заслуженный митёк, но из всех митьков он едва ли не единственный, кто сегодня широко известен и горячо любим всеми: от искусствоведов до менеджеров среднего звена.
С поистине митьковской простотой Флоренский признается в собственном консерватизме и отсталости. В век инсталляций, медиа-арта и критических высказываний он вдруг садится писать картины с натуры, да еще и делает несовременное заявление: "Рисование картин с натуры представляется мне сегодня занятием довольно оригинальным, чрезвычайно актуальным и к тому же весьма приятным. Призываю всех остальных художников последовать моему примеру и незамедлительно нарисовать какой-нибудь пейзаж, портрет или, на худой конец, натюрморт". Остальные, к счастью, не последуют его примеру и будут продолжать критически высказываться. Флоренский прекрасно об этом знает. Тем лучше, нежнее и душевнее смотрятся его пейзажи: вид "Авроры" и Нахимовского училища, вид Владимирского собора из Кузнечного переулка, где находится мастерская художника. Отличная живопись, по-домашнему мягкая и узнаваемая. Сразу видно, и что это "Аврора", и что это "Флореныч". Ни у Москвы, ни у одного из российских городов нет такого своего, такого слитого с тканью города художника.
Анна Матвеева
До 22.06 Музей Набокова