Сергею Голлербаху – восемьдесят два. В России он больше известен как прозаик, автор воспоминаний и критических эссе. В Нью-Йорке он один из самых известных русских художников старой эмиграции, увенчанный многочисленными регалиями. Профессор Национальной академии дизайна, действительный член американской Национальной академии художеств, лауреат бесчисленных премий. Автор иллюстраций к чуть ли не всем русским книгам, издававшимся в Штатах в 60-х – 70-х годах, к первым собраниям сочинений Ахматовой, Мандельштама, Клюева, Замятина. Говорят, хороший человек, любимец студентов. Владелец, на зависть молодым художникам, студии на Семьдесят пятой улице, между Гудзоном и Бродвеем, с окнами на городские крыши. Человек с кинематографической судьбой: юность в Детском селе, ссылка родителей в Воронеж, изостудия при Доме пионеров, возвращение в Детское, война и оккупация. Вместе с матерью Голлербах был угнан в Германию на принудительные работы. А после освобождения бежал на случайном грузовике от "полномочных представителей советского государства", которым должен был быть выдан. Поступил в Мюнхене в Академию художеств, не доучился и уплыл на военном пароходе в Америку. Доучивался в нью-йоркской школе Лиги художников-студентов. Приобрел собственный почерк и стиль, имя и авторитет.
Графика Голлербаха очень узнаваема. Летом 96-го года в Музее Ахматовой прошла его первая в России выставка. Быстрые стремительные зарисовки, наброски, неоконченные или предварительные, но стилизованные словно сразу же при рождении. Несколько размытых пятен на листе образуют будто случайную группу фигур. У которой при этом парадоксально выисканный и изящный силуэт, продуманные акценты, напоминающие о сладковатой графике мирискуссников. "Мгновенные" портреты и бытовые уличные сценки безошибочно узнаются по фирменному сочетанию "японской" спонтанности и рафинированной стилизации. В литературе Голлербах тоже предпочитает свободные жанры – в издательстве Ренэ Герра вышли уже три его книги миниатюр.
Дарья Агапова
До 27.06 Галерея "НоМи"