Даргомыжский (1813–1869) жил в такое время, когда реализм играл роль авангарда. Представьте себе, что некий современный композитор написал бы сочинение на текст пьесы, играемой, скажем, в Театре.doc. Так вот, взять полный текст пушкинского "Каменного гостя" и озвучить – для середины XIX века эта идея была еще более смелой. Ведь музыка тогда мыслилась как аналог поэзии, противостояла "подлой прозе" жизни, а жизнь происходила в параллелизмах, культурных и этикетных. Даргомыжский хотел прозы – и в том, что касается устройства речи, и в самой музыке.
"Каменный гость" – чудо композиторской техники и искусства делать живую речь музыкой. По-жизненному "неупорядоченный" белый стих Пушкина разбрызган по опере Даргомыжского, как дрожжи, как витамин роста, на котором взошла русская музыкальная драма (без участия Вагнера, неизвестного тогда в России). Внебрачный сын дворянина, Даргомыжский создал шедевр, который мог бы столкнуть дворянскую русскую музыку на проселок реализма гораздо раньше, чем это сделал разночинец Мусоргский. Когда речь идет о Командоре, становится и впрямь не по себе.
Б.Ф.
11.06 (15:00) Мариинский театр