Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Скульптор А.Т.Матвеев и его школа

Скульптор А.Т.Матвеев и его школа

9 июня в Михайловском (Инженерном) замке Государственного Русского музея открывается выставка произведений выдающегося скульптора и педагога Александра Матвеева и его учеников.

Александр Терентьевич Матвеев родился в 1878 году в Саратове в семье торгового служащего. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1899-1902) у С.М.Волнухина и П.П.Трубецкого. Влияние импрессионистической манеры Трубецкого чувствуется в ранних работах Матвеева, но яркий, самостоятельный талант позволил ему пойти дальше своего учителя.
С 1907 по 1912 год Матвеев работал на керамическом заводе П.К.Ваулина на станции Кикерино под Санкт-Петербургом. Произведения «кикеринского цикла» создавались под знаком символизма. Его темой стало пробуждение человеческого духа, а пластической задачей – передача длительности движения, поиски соотношений объемов. Среди лучших работ цикла - «Пробуждающийся» (1907), «Засыпающий мальчик» (1908), «Спящие мальчики» (1907), «Юноша» (1911), представленные на выставке и одновременно в залах постоянной экспозиции. В 1908-1911 годах Матвеев работает над статуями для архитектурно-паркового ансамбля виллы Я.Е.Жуковского в Крыму, в Кучук-Кое. В 1910-1912 годах он создает знаменитое надгробие В.Э.Борисову-Мусатову, ставшее логическим завершением кикеринского цикла.
В 1907 г. Матвеев вступает в тяготеющее к символизму художественное объединение "Голубая роза". Позднее скульптор участвует в работе объединений «Мир искусства» и ОРС.
С переездом в 1912 году Санкт-Петербург нарастают неоклассические тенденции в творчестве скульптора, отвечающие самой природе его дарования. Главной темой Матвеева становится обнаженная женская натура. Матвеев работал в том же направлении что и Аристид Майоль, но отличием его творчества стало глубокое национальное своеобразие.
Творчество Матвеева и его педагогическая деятельность (в 1918 году он стал профессором Петроградских Государственных свободных художественно-учебных мастерских) были связующим звеном старой культуры и новой России. В 1920-е годы начинается формирование пластической школы Матвеева. Суть метода заключается в органичном соединении классических основ скульптуры (уравновешенности композиции, ясности построения, гармонии и внутреннего ритма) с непосредственным изучением натуры. Эти принципы и лежат в основе его художественно-педагогической системы в советской скульптурной практике, получившей название пластической школы А.Т. Матвеева.
В 1925 году скульптору была присуждена золотая медаль на международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже за выполненные в фарфоре этюды обнаженной женской модели "Купальщица", "Флора", «Девушка, держащая чашечку», «Надевающая туфлю». Произведения получили большое распространение и были эталоном высокого искусства.
Редким осуществлением его монументального замысла советского периода стала группа «Октябрьская революция» (1927), установленная в Ленинграде в 1967г..
Матвеев часто работал над этюдами обнаженной натуры параллельно со своими учениками, используя одну и ту же модель. Такова серия этюдов слепого китайца Дзы Жу-веня (1938).
Выражением профессионального и жизненного кредо становится «Автопортрет» (1941) мастера. Это философское размышление о стоическом пути художника, о служении искусству.
В 1948 году Матвеева отстраняют от преподавания в Академии.
Матвеев умер в Москве в 1960 году.
С начала 1960-х годов его школа переживает новый расцвет. Пластическая система гениального мастера, через произведения учеников продолжает оказывать влияние на творчество молодых современных мастеров
Через мастерскую Матвеева прошло более двухсот учеников. Выпускников Матвеева объединяет одно качество: отталкиваясь от достижений учителя, осваивая их, каждый находит собственный путь в искусстве.
Русский музей обладает самой полной коллекцией произведений А.Т.Матвеева, а также коллекций скульпторов – учеников Матвеева, начало её было положено в 1920-е – 30-е годы и которая продолжает пополняться до сих пор. Выставка даст уникальную возможность проследить все этапы развития пластической школы и представит собой целую эпоху искусства скульптуры советского периода.


Михаил Константинович Аникушин - один из лидеров традиционализма в русской школе ваяния. Широко известен созданием мемориальных образов А.С.Пушкина (памятник на Площади Искусств 1957, фигура на станции метро «Пушкинская», памятник в Ташкенте). Автор одного из самых крупных по масштабу послевоенных памятников В.И.Ленину – на Московской площади 1977, а также скульптурного оформления мемориала Героическим защитникам Ленинграда 1975. Портретист, работал в мемориальной пластике.
Михаил (Моисей) Абрамович Вайнман – один из известных ленинградских скульпторов послевоенного поколения, автор монументальных произведений, портретист. Последовательно работал с моделью, экспериментировал в области пластической формы. Вслед за своим учителем А.Т.Матвеевым относился к этюду как к законченному произведению. Особое место в творчестве М.А.Вайнмана занимают рисунки.

Лев Константинович Ивановский – работал в станковой скульптуре. Этот рано ушедший, высоко ценимый Матвеевым, скульптор из первого поколения учеников, был привлечен им к педагогической работе. Его произведения обладают всеми качествами принадлежности к матвеевской школе и наделены при этом ранней самостоятельностью.

Александр Михайлович Игнатьев – скульптор мощного дарования, чей талант монументалиста не был востребован в полной мере. Он работал в станковой и монументальной скульптуре. В своей пластике обращался к традициям греческой архаики, Египта.

Любовь Михайловна Холина – работала в станковой, монументальной, монументально-декоративной скульптуре. Главными темами в ее творчестве были война, блокада, юность, родной город, Достоевский. В 1997 году в Петербурге открыт выполненный ею памятник Ф.М.Достоевскому.

Наум Семенович Могилевский (Шнеерович) – член общества «Круг художников», в 1960-е годы много работал в камне, его произведения выделялись новаторством.
Таиса Семеновна Кучкина – скульптор-портретист, много работала в станковой скульптуре и малых формах. Автор композиций в фарфоре.

Мария Матвеевна Харламова – мастер станковой скульптуры. Выбрав своей центральной темой жанр портрета, на протяжении всей жизни скульптор ведет своеобразный рассказ о судьбе современника, в которой отражаются волнения и тревоги времени.


Леонид Юльевич Эйдлин - скульптор известен как авчстор памятнику Александру Матросову, в городе Галле (Германия) 1978 г., а также целый ряд монументальных фигур и портретов деятелей советской истории ("В.И.Ленин", "В.И.Чапаев", "Я.М.Свердлов", "В.А.Антонов-Овсеенко.). В 1971 году в Ленинграде установлен памятник русскому поэту Н.А.Некрасову. В 1993 году в Русском музее состоялась персональная выставка скульптора, посвященная его 75-летию.

Александр Николаевич Черницкий – автор целой портретной галереи, которая создавалась на протяжении более чем 50 лет Скульптор изваял портреты Д.Д.Шостаковича, (1947, бронза), И.Стравинского, (1962, бронза), лётчика В.М.Мамонтова, (1946, бронза), А.Вознесенского (1965, кварцит), художника Я.С.Николаева, (1975, керамика), автопортрет, (1992 , гранит). В феврале 2005 года в Русском музее прошла выставка произведений мастера.
В 1960-е годы Черницкий был одним из участников возрождения уникального паркового ансамбля в Крыму (Кучук-Кой, бывшее имение Я.Е.Жуковского), выполненного А.Т.Матвеевым в 1905-1910 годах и почти полностью утраченного во время войны.

источник: Пресс-служба ГРМ