Двор Эрмитажа – место помпезное и по определению монархическое. Но именно оно оказалось самым подходящим для классических open-air"ов. Эти стены оглашались "обнимитесь-миллионами" Девятой симфонии Бетховена, онтологическим хрипом Юрия Шевчука, натужными звуками оратории Пендерецкого "Семь врат Иерусалима". Теперь здесь можно познакомиться с Очень Большой Музыкой.
Реквием Берлиоза написан в 1837 году, уже после "Фантастической симфонии". Композитор, слава Богу, не был ревностным католиком, а священный обряд мыслил и воплощал мистериально и театрально – как незадолго до него писали разные революционные музыки для открытого воздуха. Реквием – не уличная вещь, его первое исполнение прошло в колоссальном помещении парижской церкви Les Invalides (где похоронен Наполеон ). Другое дело, что Реквием – из тех немногих классических опусов, которые могут выжить под открытым небом в присутствии двух-трех тысяч зрителей (примерно столько могут прийти в эрмитажный двор). Берлиоз сознательно работает с пространством, по углам сажает восемь литавристов и четыре оркестра медных, извлекает из увесистого оркестра эффекты простые, но грандиозные по воздействию даже на сегодняшнего слушателя. Реквием Берлиоза крив великой вневременной кривизной: понятно, что музыка написана и идет врастопырку, но понятно также, что именно в этом ее сердце – и сердце слушателя.
Б.Ф.
1.07 Двор Зимнего дворца