Главный шведский режиссер стал классиком при жизни: на недавно завершившемся симпозиуме по его творчеству избран первый "профессор Бергмана". Любопытно, что Бергман принимает активное участие в музеефикации себя: много говорит в камеру, пускает на свой остров историков кино. Потом они делают сборно-разборную выставку, и она путешествует по всему миру.
Такая выставка более уместна в фойе кинотеатра или библиотеки: никаких подлинников, одни бесплотные тени, тиснутые на безликий полупрозрачный коленкор копии с копий – фотографий фамильного альбома, кадров из ранних фильмов и театральных постановок, переснятых страниц первых сценариев, рабочих записей, зарисовок, афиш. Единственное настоящее "тело" – допотопный кинопроектор, который 10-летний Ингмар с глядящей в будущее страстью выменял у брата на плюшевого медведя и оловянных солдатиков. Он водружен в центре на некое подобие алтаря. Еще бы, надо думать, с него все началось. Жаль, но история "обретения призвания" и "тайны рождения индивидуальности" с трудом читается в тусклых вещдоках архива. Фотографиям дали задание раскрывать "топографию души", рассказывать, как воспоминания о пространствах детства превращаются в зачарованный мир "Земляничной поляны" и "Фанни и Александра". Они плохо справляются с задачей.
Почему Ингмар стал Бергманом, почему не шофером грузовика? Подетски непристойные карябалки на полях тетрадей вполне могли бы принадлежать будущему нигилисту, плюющему на все с нижней ступени социальной лестницы. Гениальная способность оставаться спящим, которая вознесла его над миром, нуждающимся в строительных рабочих, может, и могла бы стать предметом выставки, но тогда все тени пришлось бы тщательно прокомментировать. И все же пойти на выставку стоит, чтобы посмотреть короткометражку "Лицо Карин" (1986), сшитую из портретов матери, и еще видео и документальные фильмы про Бергмана, ведь самое откровенное – это лица – его самого и его любимых актеров.
До 30.06
Молодежный центр Эрмитажа
Д.А.