Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Наживка? Наживка...

Наживка? Наживка...

Сегодня вечером в Доме кино торжественно откроется ХIII международный «Фестиваль фестивалей». Его показы также будут проходить в кинотеатрах «Родина», «Молодежный», «Свет» и «Дружба».

Сегодня вечером в Доме кино торжественно откроется ХIII международный «Фестиваль фестивалей». Его показы также будут проходить в кинотеатрах «Родина», «Молодежный», «Свет» и «Дружба».

Основные картины и события были названы в субботнем номере газеты. Здесь же напомню, что ФФ задумывался его основателем и генеральным директором Александром Мамонтовым как показ фильмов — лауреатов и фаворитов прессы различных международных фестивалей. ФФ не имеет жюри; призы, которые здесь даются, на самом деле классифицируются как почетные.

\

В 1993 году сеансы ФФ становились в высшей степени эксклюзивными событиями, поскольку отечественный прокат пребывал в глубокой коме и «Фестиваль фестивалей» был исключительно мил всем. Девять кинотеатров Невского проспекта давали его программы, и удивленная таким гастрономическим излишеством публика металась между киноточками, пытаясь урвать как можно больше лакомых кусков. Но вот городская власть ФФ поначалу не жаловала совершенно (в отличие от «Послания к человеку»), хотя потом сменила равнодушие на уважение. И был даже учрежден «Приз города».

\

Прошли, как пишут в титрах, годы. Изменилось все. Зарубежные фильмы затопили все кино-, теле- и видеоэкраны — как в легальном варианте, так и в пиратском (в этом случае еще быстрее). Кинотеатры выросли повсюду, аки огромные комфортабельные ларьки для продажи зрелищ. Продавцы иллюзий, работающие в этих суперларьках, немедленно отказались от фестивальных показов: никому нет охоты обслуживать единичные сеансы, привозить-увозить копии, заботиться о переводе, рекламе и так далее, если постоянный репертуар гарантирован на год вперед. А маленькие «прежние» кинотеатры из-за своей технической и сервисной допотопности ну никак не могли войти в фестивальный круг. Много лет Мамонтов носился по разным «высоким» кабинетам с идеей фестивального центра для всех кинособытий города — не был услышан властью, которая свое участие ограничила некоторой плановой, весьма скромной, суммой.

\

Пресса же стала упрекать ФФ в том, что его программа с каждым годом все больше состоит из картин, которые куплены для проката разными дистрибьюторскими фирмами. Упрек неуместен: все фестивали полнометражного игрового кино в мире и есть прежде всего часть сложного механизма внедрения таких фильмов в массы. Это наживка, чтобы поймались мы с вами, ради наживы хозяев мировой киноиндустрии.

\

Безусловно, в этой грубой схеме есть местечко, где деньги ведут себя тонко. Каннский фестиваль определяет не только финансовые потоки, но и в большой степени арт-тенденции. Наш скромный ФФ при всех своих «рыночных» задачах не забывает ни о тематических ретроспективах, ни о памятных датах, ни о коротком метре, ни о совершенно синефильских (то есть редких) удовольствиях. А потому с полным правом считается событием в культуре города.

\

И вот тут мне, как при рассказе о «Послании к человеку» и «Виват кино России!», приходится говорить об угрозе и называть имя великого и ужасного Марка Рудинштейна. Его проект со странным для русского уха названием «Международный кинофестиваль город Санкт-Петербург» (во всяком случае в недавней нашей беседе Марк Григорьевич формулировал именно так) не может, думаю, не нервировать Александра Мамонтова и всю прогрессивную кинообщественность города. Поскольку предполагает строительство единого временного фестивального центра на Дворцовой площади и объединение «под крышей» Рудинштейна всех трех упомянутых фестивалей. По желанию их дирекции, как сказал мне Рудинштейн. Отлично. Вместе с тем очевидно: если его проект действительно обретет плоть, то дистрибьюторы вполне могут соблазниться шумом, который устроится — и уже начинает устраиваться — вокруг Александровской колонны. А следовательно, могут эти дистрибьюторы лучшие картины дать не Мамонтову, а Рудинштейну.

\

Который, правда, со своим проектом не только угрожает культурному разнообразию кино-Петербурга (хотя прокламирует как раз обратное), но и вступает в конкуренцию с Московским международным фестивалем. Еще неизвестно, состоится ли битва гигантов в принципе. Если состоится, то, как всегда, возможна пара вариантов. Один: паны дерутся, у холопов чубы трещат. Иной: собаки лают — караван идет.

\

Однако далеко не случайно в мире, кроме больших амбициозных фестивалей с конкурсами, есть фесты — та самая выставка достижений мирового кинохозяйства с целью их рекламы и пропаганды. А посему, полагаю, наш ФФ устоит по определению. Важно лишь гордо проплыть мимо наживки.