Если бы Теннесси Уильямс узнал, что ему на роду написано стать самым востребованным автором постсоветского театра, то, надо думать, сильно бы удивился. «Сладкоголосая птица юности», «Орфей спускается в ад», «Стеклянный зверинец», «Ночь игуаны», «Татуированная роза» возникают на отечественной сцене с периодичностью, которой может позавидовать сам Чехов. Детская поговорка «у кого что болит...» неплохо постановками Уильямса иллюстрируется. Ибо одиночество, непонятость, разобщенность, ностальгия и обреченность, некогда тревожившие скандального американца, теперь волнуют и нас. Волнуют до такой степени, что премьеры по Уильямсу отмечаются в Питере каждую неделю...
Теперь в питерских театрах у Уильямса «гамбургский счет». Согласно этому количественному счету, «впереди Европы всей» театр «Приют комедианта», где поставлены и успешно идут сразу две пьесы — «Трамвай “Желание”» и «Стеклянный зверинец». В авангарде и Театр имени Ленсовета, за которым числится ныне здравствующий «Трамвай» и уже «неживая» «Кошка на раскаленной крыше». Наравне с «Ленсовета» оказался Театр имени Комиссаржевской, в исторических анналах которого числится «Татуированная роза», а теперь в репертуаре появился спектакль по пьесе Уильямса «Лето и дым».
Пьеса «Лето и дым» была определена автором как эксцентрическая мелодрама, что подразумевает накал страстей, совмещенный с юмором. Более того: действие пьесы, судя по всему, происходит в Мексике, что накал страстей и темп событий должно значительно усиливать. Героиня пьесы — старая дева Альма Уайнмиллер (Евгения Игумнова), еще в детстве влюбившаяся в сынка доктора Бьюкенена — Джона (Евгений Иванов). Докторенок — парень не промах: успевает и за женщинами волочиться, и в профессии достигать высот. И романтическая особа Альма ему, как говорится, «не катит». Джон достаточно реалистичен для того, чтобы не подчиняться «крохотному красному кулачку» — собственному сердцу...
Режиссером постановки стал «возвращенец» Александр Бельский, покидавший Питер на несколько лет ради Красноярского драмтеатра. Сценографию отдали «на откуп» Николаю Слободянику, а костюмы — Маше Лукка. Итоги печальны. Мексиканским задором спектакль не блещет, а из актеров, виртуозно воплотивших-таки уильямсовский юмор на сцене Комиссаржевки, отметить можно лишь Татьяну Самарину, исполнившую роль матери Альмы. Общая картина: не очень красиво, скучно и непонятно, ради чего заварена вся постановочная «каша». Да простят меня создатели спектакля за грубый каламбур, но разглядеть в дыму лето так и не удалось...
Фото Вячеслава АРХИПОВА
Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ
Газета Московский Комсомолец в Питере №26/50 за 01-07-2005