Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Бритые художники и зеленые Моны Лизы

Бритые художники
и зеленые Моны Лизы

на Венецианской биенналеМария КАМЕНЕЦКАЯНедавно петербургские художники, критики и искусствоведы вернулись с 51-й Венецианской биеннале.

на Венецианской биеннале
Мария КАМЕНЕЦКАЯ

Недавно петербургские художники, критики и искусствоведы вернулись с 51-й Венецианской биеннале. И решили обсудить одну из старейших в мире выставок современного искусства с друзьями и коллегами.

В Музее нонконформистского искусства на Пушкинской, 10, собрались неравнодушные к современному искусству люди. Выступали директор Санкт-Петербургского филиала ГЦСИ Марина Колдобская, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея Олеся Туркина и художественный критик Анна Матвеева.

\

Биеннале (то есть выставка, которая проходит раз в два года) проходит с 1895 года. Россия участвует в ней почти с самого начала. В этом году каждой стране-участнице предоставили отдельный павильон. Московская арт-группа «Программа Escape» и нижегородские художники Галина Мызникова и Сергей Проворов демонстрировали видео- и аэрозвуковые инсталляции. Некоторым художникам пространства павильона не хватило. Так, художник Георгий Пузенков развесил по всей Венеции плакаты с зеленой Моной Лизой. Выйдешь с вокзала на улицу, завернешь за угол — отовсюду улыбается загадочная покрашенная красавица. Потом кто-то пририсовал плакату усы. Свидетели события расценивают этот поступок как художественную акцию, однако Пузенков намерен судиться.

\

Петербургские участники биеннале рассказали, что все проекты по тематике и настроению четко делились на социальные, с острой подоплекой, и сугубо развлекательные. Например, с помощью аудиосредств, интершумов, интонаций и жестов авторы одного из многочисленных видеопроектов наглядно проиллюстрировали, что, несмотря на глобализацию и размытые границы, жизнь в разных странах — это часто жизнь на разных планетах. Экран поделен на две части — два офиса. Один находится в США, другой — в Азии. За столом сидят офисные работники, разговаривают по телефону (с коллегами и друг с другом), работают за компьютером. Их реплики и действия почти не отличаются. В обеденный перерыв они встают из-за стола и идут в соседскую лавочку за едой. Все одинаково, однако через диалог, жесты, детали становится ясно, насколько все по-разному...

\

По признанию очевидцев, нынешняя выставка ознаменовалась убедительной победой феминизма в мировом пространстве искусства. Во-первых, кураторами двух главных проектов биеннале стали две дамы — Мария де Корраль и Роза Мартинес. Во-вторых, число участников-женщин составило тридцать процентов от общего количества, а это весьма серьезно. Кроме того, многие работы, представленные на выставке, исследовали женский взгляд на мир, женское начало и предназначение. Петербургские участники рассказали, что в одном из павильонов висела яркая, как будто хрустальная, люстра. Подойдя поближе, зрители видели, что кусочки хрусталя — это женские гигиенические тампоны, обернутые в блестящий целлофан.

\

Призером в номинации «Молодой художник» (до 35 лет) стала Регина Хосе Галиндо из Гватемалы. В своей видеоинсталляции она ходила по улицам Венеции, оставляя за собой красные следы. Потом художник разделась, побрилась наголо и продолжила прогулку в таком виде. Налицо путь познания и женское постижение себя в окружающем мире.

\

То, что эту работу признали лучшей, российские участники списывают на этнографическо-географические факторы. Мол, Куба и Гватемала экзотичнее, а значит, интереснее — в данном случае — России.

\

На встрече в Музее нонконформистского искусства говорили, что некоторое время назад у одного российского художника был похожий по замыслу проект, но лучше, как уверили коллеги, по воплощению. Столь высокой оценки он не получил. Говорят, потому, что родился художник не на острове Свободы.