Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

«Танцуй, ребята, танцуй!»В рамках фестиваля «Звезды белых ночей» на сцене Мариинки выступил «Театр танца Элвина Эйли»

«Танцуй, ребята, танцуй!»В рамках фестиваля «Звезды белых ночей» на сцене Мариинки выступил «Театр танца Элвина Эйли»

В рамках фестиваля «Звезды белых ночей» на сцене Мариинки выступил «Театр танца Элвина Эйли»Игорь СТУПНИКОВПервая встреча с этой труппой состоялась тридцать пять лет назад.

В рамках фестиваля «Звезды белых ночей» на сцене Мариинки выступил «Театр танца Элвина Эйли»
Игорь СТУПНИКОВ

Первая встреча с этой труппой состоялась тридцать пять лет назад. Тогда ленинградцы впервые узнали, что такое афро-американская хореография, каковы ее выразительные средства и пластика, драматургия отдельных номеров и миниатюр. Все было необычно — жесты и мимика, темперамент, сильные стройные тела, словно выточенные из черного дерева.

Во время антрактов Элвин Эйли выходил в зрительный зал и охотно общался с прессой и публикой. Высокообразованный человек, он занимался в молодости как современным, так и классическим танцем у выдающихся мастеров. Посещал курсы драматического искусства, интересовался живописью, музыкой, общался с писателями и поэтами. Свою труппу он организовал в 1958 году и вскоре создал шедевры — балеты «Сюита блюзов» и «Откровения», последний из которых стал визитной карточкой труппы.

\

Перед смертью в 1989 году Эйли передал бразды правления театром ведущей танцовщице и хореографу Джудит Джемисон, которая часто повторяет: «Надеюсь, что я стала продолжателем взглядов Элвина. Он оставил мне дорожную карту, на которой все очень ясно обозначено. По этой дороге мы и идем».

\

Нынче труппа привезла в наш город шесть одноактных балетов (строго говоря — хореографических миниатюр). Балеты «Откровения» и «Ночные создания», поставленные Эйли, простые, наивные и удивительно искренние. Музыкальной основой «Откровений» стали мелодии негритянских песнопений спиричуэлз с их открытыми чувствами. Умение воплотить в танце дух и звучание музыки отличает искусство Эйли. Молитва в маленькой техасской церкви и обряд крещения сменяются бурным весельем на городской площади, а строгие и печальные напевы псалмов — мелодиями и ритмами негритянской пляски с ее юмором и весельем.

\

В своей хореографии Эйли смело соединяет модерн, джаз, классику и танцевальный фольклор. В «Ночных созданиях» он отдает дань уважения джазовой музыке Дюка Эллингтона. В сумраке ночи, при свете луны люди обретают свободу, дают волю фантазии, превращаясь то в кошек, то в летучих мышей. Танцовщики образуют круги, диагонали, выстраивают цепочки и вереницы, дуэты и тройки солистов уступают место крохотным «ариозо» одиночек. Джазовые мелодии словно провоцируют на шутки и экспромты, и ночные создания упоенно следуют прихотливым изломам и таинственным метаморфозам музыки.

\

Джудит Джемисон сочинила балет «Истории любви» на музыку Стива Уандера. Двенадцать юношей и девушек собрались на вечеринку, и у каждого своя трогательная «сага» о размолвках и примирениях, встречах и расставаниях. Из, казалось бы, простых движений и таких же простых рисунков балетмейстер создает постоянно меняющиеся композиции — впечатление вечного движения. Какой сложной техникой, какой силой обладают летящие, кружащиеся, без устали мчащиеся в прыжках артисты труппы — в их танце высший эталон мастерства, дерзкий вызов устоявшимся формам хореографии.

\

Труппа постоянно привлекает к работе новых балетмейстеров, обогащает и расширяет репертуар. «Сияющая звезда» Дэвида Парсонса запомнилась скульптурной красотой дуэтов, неспешной вязью танцевальных фраз. «Эпизоды» Улисса Дава, исполненные напряженного драматизма, повествуют об извечном поединке полов, о споре мужчины и женщины. Мощи мужского танца противопоставлена экзальтированная и обостренная пластика вольнолюбивых амазонок.

\

Одна из частей балета «Откровения» называется «Танцуй, ребята, танцуй!» Пафос этих слов как нельзя более определяет жизнь и творчество труппы, следующей заветам своего основателя.