В рамках фестиваля «Звезды белых ночей» на сцене Мариинки выступил «Театр танца Элвина Эйли»
Игорь СТУПНИКОВ
Первая встреча с этой труппой состоялась тридцать пять лет назад. Тогда ленинградцы впервые узнали, что такое афро-американская хореография, каковы ее выразительные средства и пластика, драматургия отдельных номеров и миниатюр. Все было необычно — жесты и мимика, темперамент, сильные стройные тела, словно выточенные из черного дерева.
Во время антрактов Элвин Эйли выходил в зрительный зал и охотно общался с прессой и публикой. Высокообразованный человек, он занимался в молодости как современным, так и классическим танцем у выдающихся мастеров. Посещал курсы драматического искусства, интересовался живописью, музыкой, общался с писателями и поэтами. Свою труппу он организовал в 1958 году и вскоре создал шедевры — балеты «Сюита блюзов» и «Откровения», последний из которых стал визитной карточкой труппы.
\
Перед смертью в 1989 году Эйли передал бразды правления театром ведущей танцовщице и хореографу Джудит Джемисон, которая часто повторяет: «Надеюсь, что я стала продолжателем взглядов Элвина. Он оставил мне дорожную карту, на которой все очень ясно обозначено. По этой дороге мы и идем».
\
Нынче труппа привезла в наш город шесть одноактных балетов (строго говоря — хореографических миниатюр). Балеты «Откровения» и «Ночные создания», поставленные Эйли, простые, наивные и удивительно искренние. Музыкальной основой «Откровений» стали мелодии негритянских песнопений спиричуэлз с их открытыми чувствами. Умение воплотить в танце дух и звучание музыки отличает искусство Эйли. Молитва в маленькой техасской церкви и обряд крещения сменяются бурным весельем на городской площади, а строгие и печальные напевы псалмов — мелодиями и ритмами негритянской пляски с ее юмором и весельем.
\
В своей хореографии Эйли смело соединяет модерн, джаз, классику и танцевальный фольклор. В «Ночных созданиях» он отдает дань уважения джазовой музыке Дюка Эллингтона. В сумраке ночи, при свете луны люди обретают свободу, дают волю фантазии, превращаясь то в кошек, то в летучих мышей. Танцовщики образуют круги, диагонали, выстраивают цепочки и вереницы, дуэты и тройки солистов уступают место крохотным «ариозо» одиночек. Джазовые мелодии словно провоцируют на шутки и экспромты, и ночные создания упоенно следуют прихотливым изломам и таинственным метаморфозам музыки.
\
Джудит Джемисон сочинила балет «Истории любви» на музыку Стива Уандера. Двенадцать юношей и девушек собрались на вечеринку, и у каждого своя трогательная «сага» о размолвках и примирениях, встречах и расставаниях. Из, казалось бы, простых движений и таких же простых рисунков балетмейстер создает постоянно меняющиеся композиции — впечатление вечного движения. Какой сложной техникой, какой силой обладают летящие, кружащиеся, без устали мчащиеся в прыжках артисты труппы — в их танце высший эталон мастерства, дерзкий вызов устоявшимся формам хореографии.
\
Труппа постоянно привлекает к работе новых балетмейстеров, обогащает и расширяет репертуар. «Сияющая звезда» Дэвида Парсонса запомнилась скульптурной красотой дуэтов, неспешной вязью танцевальных фраз. «Эпизоды» Улисса Дава, исполненные напряженного драматизма, повествуют об извечном поединке полов, о споре мужчины и женщины. Мощи мужского танца противопоставлена экзальтированная и обостренная пластика вольнолюбивых амазонок.
\
Одна из частей балета «Откровения» называется «Танцуй, ребята, танцуй!» Пафос этих слов как нельзя более определяет жизнь и творчество труппы, следующей заветам своего основателя.