Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Музыкальная галактикаНазвание фестиваля «Июньские звезды» обязывает — звезды должны быть на нем непременно. И они действительно выступили

Музыкальная галактикаНазвание фестиваля «Июньские звезды» обязывает — звезды должны быть на нем непременно. И они действительно выступили

Название фестиваля «Июньские звезды» обязывает — звезды должны быть на нем непременно. И они действительно выступилиАндрей...

Название фестиваля «Июньские звезды» обязывает — звезды должны быть на нем непременно. И они действительно выступили
Андрей ПЕТРОПАВЛОВ

Постоянный участник петербургских музыкальных фестивалей Владимир Ашкенази вместе с заслуженным коллективом России (ЗКР) Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии провел интересную польско-французскую программу. В ней прозвучали оркестровые сочинения Шопена и Равеля.

Еще один постоянный гость Петербурга — польский композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий представил два Te Deum а («Тебе Бога хвалим») — духовные вокально-симфонические сочинения, одно из которых написал он сам, другое — Антон Брукнер. Оба произведения с успехом были исполнены Петербургским камерным хором, камерным хором Lege Artis и ЗКР под управлением Пендерецкого.

\

Питерские меломаны с нетерпением ждали обещанных год назад выступлений американского пианиста Эммануэля Акса. Его сольный вечер нельзя считать безусловной творческой победой (очень уж легковесно прошуршали 2-я и 3-я сонаты Бетховена, а в балладах Шопена при добротной пианистической выделке не хватало драматизма). Но 2-й концерт Брамса в ансамбле с ЗКР под управлением Юрия Темирканова убедил, что Акс — один из интереснейших музыкантов своего поколения. В этом масштабном произведении и солист, и дирижер продемонстрировали полное единство взглядов и провели брамсовский шедевр на высочайшем уровне. Этого не скажешь о двух других солистах-пианистах — Анти Сиирала (Финляндия) и Элен Гримо (Франция). Расслабленно-жеманная манера игры финского пианиста в 22-м концерте Моцарта резко противоречила сурово-аскетичному звучанию ЗКР под управлением Нэеме Ярви. А дилетантские ритмические колебания Элен Гримо в концерте Шумана с трудом компенсировались выверенной игрой ЗКР, ведомого Юрием Темиркановым. Но с невероятным подъемом прозвучавшая затем «Фантастическая симфония» Берлиоза восстановила музыкальную гармонию вечера.

\

Наконец, пианистическую «звездную точку» поставил Валерий Кулешов, сыграв на закрытии фестиваля вместе с Академическим симфоническим оркестром Филармонии под управлением Александра Дмитриева 1-й концерт Чайковского. Весьма известное произведение прозвучало с первозданной простотой и искренностью. Игра Кулешова сейчас чем-то напоминает игру незабвенного Эмиля Гилельса: то же благородство звука, строгость вкуса и виртуозное совершенство.

\

Однако лицо фестиваля определяли не только «фортепианные звезды». Уникальное сопрано Виктория Лукьянец, свободно берущая фа (!) 3-й октавы, именитый датский органист Ханс-Оле Терс, давно не игравший в Петербурге скрипач Григорий Жислин — артисты высокого мирового класса. Запомнилось и выступление Венгерского национального филармонического оркестра под управлением ставшего дирижером прославленного пианиста Золтана Кочиша. После невнятного исполнения симфонической поэмы Листа «Мазепа» и оригинальных, но совершенно не учитывающих интересы певца (Аттилы Фекете) оркестровок романсов Рахманинова, венгерские музыканты вдохновенно сыграли труднейший во всех отношениях Концерт для оркестра Бартока. Это стало заметным событием фестиваля.

\

Не менее запоминающимися стали два концерта с участием Нэеме Ярви. Воспитанник петербургской дирижерской школы, став настоящим мастером, после большого перерыва вновь приехал в город своей юности. Он стоял за дирижерскими пультами обоих филармонических оркестров и в числе прочих сыграл с ними все Балетные сюиты Шостаковича. К сожалению, эта прекрасная и понятная всем «легкая музыка» почти не звучит с эстрады. А ведь она столь же свойственна гению композитора, как и его «сложносодержательные» симфонии и квартеты. Искрометные и жизнерадостные Балетные сюиты опровергают традиционный взгляд на Шостаковича как на композитора с исключительно трагедийным мироощущением. Спасибо Нэеме Ярви, показавшему нам другую сторону выдающегося дарования.

\

Фестиваль «Июньские звезды» получился и представительным, и разнообразным. Хотя его звезды имели разную степень яркости, все вместе они создали впечатляющую картину музыкальной галактики.