В конце сезона отложены в долгий ящик сложные сочинения и многоактные балеты. На повестке дня – сочинения "пляжные", необременительные, но увлекательные, например, балеты Фокина – "Шехеразада", "Шопенина", "Половецкие пляски", "Умирающий лебедь". Михаил Михайлович Фокин страшно бы разгневался, если бы прочел предыдущий абзац. Он сочинял отличные спектакли и относился к ним очень серьезно. Но к тому Фокину, что считал анахронизмом балетную выворотность и воевал за авторские права с Бакстом, эти спектакли отношения не имеют. "Шехеразаду" – историю о неверной жене хана Шахрияра, Золотом рабе и "резне в гареме", как определил жанр сочинения сам Фокин, – "восстановили" в Мариинке Изабель Фокина (внучка) и Андрис Лиепа. Последнему страсть к Фокину досталась по наследству: в конце шестидесятых им увлекся его отец, премьер Большого театра Марис Лиепа. Завоеватель с ястребиным взглядом и хищным прыжком, властитель театра, карьера на взлете – через год будет Красс и место в истории – вдруг берется танцевать томное "Видение розы", добивается его появления в репертуаре театра – и полощет руки над головой, и прыгает в установленное на сцене окошко. "Восстанавливает", то есть, как может, пересказывает его с виденных образцов.
У "младшего Лиепы" все проще: он увидел в Фокине долгосрочный перспективный проект. Если сравнить с описаниями балета, сделанными лично балетмейстером (см. мемуары "Против течения"), – видно, что многие детали исчезли, некоторые прибавились. Исчез, например, танцовщик, восемь минут – после того как его зарезали – висевший вниз головой, – ну кто сейчас на такие подвиги способен. Собственно, это фантазия на тему Фокина – густая, бойкая, немного душная. Но если не задумываться над тем, чьи имена стоят в программке, то после хрустальной "Шопенианы" и добротно-буйных "Половецких плясок" вы увидите ровно то, что было бы написано на обложке, если б это пляжное чтиво вышло в свет в печатном виде: оргию и резню в гареме. Извивы балеринского тела, дикие прыжки раба и его вздернутая вслед за прикоснувшейся к ней ладонью грудь – как знак выплеснутого оргазма. Если совсем уж стыдно сверкать такой обложкой в людном месте – в качестве супера возьмите "Умирающего лебедя".
Балеты Фокина 19 и 29 июля Мариинский театр
Анна Гордеева