Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Живая шляпа

Живая шляпа

Из последних премьер c "Путешествием" могла бы сравниться только "Сказка о царе Салтане", но по музыке она тяжелее, "калорийнее" .

Из последних премьер c "Путешествием" могла бы сравниться только "Сказка о царе Салтане", но по музыке она тяжелее, "калорийнее" . Римский-Корсаков – наваристая русская кашка, Россини – пленительное и даже пьянящее удовольствие. Французский режиссер Ален Маратра (это совместная постановка с парижским театром "Шатле") "вычитал" игриво-увлекательную постановку из самой музыки, где заданы характеры и положения, позерство и влечение, глупость и обаяние.

Фабула элементарна: на коронацию Карла Х из разных стран съехались гости, тусуются в гостинице, а потом выясняется, что лошадей нет, и празднование переносится в Париж. Больше ничего, но есть характеры, встречи, чувства, легкие перепалки – и из этого на глазах у зрителей выстраивается действие. Оркестр – на сцене, над ямой – помост, в центральном проходе партера – подиум, тут все и движется. Отель, чистота, прислуга пылесосит, такие беззаботные 1920-е – 50-е. Минимум декораций, свободная сцена: на подиуме-помосте почти показ мод, оркестр в белых фраках, дирижер перед началом снимает элегантный плащ.

Все герои – студенты мариинской Академии певцов – поверили режисеру и играют со зримым удовольствием. Они влюбляются, ссорятся, мирятся, ревнуют, красуются. Непонятно только, откуда столько подлинной игры, обычно все оперно-застывшие, а тут – сплошное шевеление чувств. Мизансцены безупречны, а таких соблазнительно изысканных костюмов (художник Мирей Дессанжи) на сцене театра, кажется, еще не было. Красный, с забавным петушиным хвостиком, костюм хозяйки гостиницы и сине-белое платье графини де Фольвиль преследуют воображение, подбрасывая зрительницам массу полезной информации. В спектакле много смешного, редко в Мариинском публика начинает смеяться в голос. Например, перебрасывая гигантскую шляпную коробку, где, как оказывется, живет совсем крохотная шляпка. Ведь потеря шляпки – действительная жизненная трагедия, ее же обретение – миг счастья, в котором, оказывается, все могут поучаствовать.

Одноактная опера Россини – на самом деле блестящая концертная пьеса для голосов и оркестра. Дирижер Туган Сохиев качественно ведет спектакль, может быть, к концу июля станет еще внимательнее к певцам и легче в смысле общего – россиниевского блеска. Мелкие претензии не в счет, особенно хороши Анастасия Беляева, Лариса Юдина и Дмитрий Воропаев. А кто не может спеть, берет игрой (Дон Профонд – Вадим Кравец). В финале же веселого действия звучит гимн в честь нового короля – знаменитая песнь во славу Генриха IV. И вдруг понимаешь – ею же Чайковский завершает апофеоз в "Спящей красавице", и оттого неожиданно спектакль становится таким петербургским, имперским.

Россини "Путешествие в Реймс" 30 июля, Мариинский театр

Алексей Лепорк