По залам Русского музея ходят удивленные люди: вместо картин по стенам развесили пустые рамы. Обычно, рассматривая картины, мы почти не обращаем внимания на их облачения, увлеченные сюжетом или качеством живописи. Между тем рамы порой помогают лучше понять живописное полотно и, кроме того, являются автономным видом искусства. Продуманная и искусно вырезанная рама может во всех смыслах слова обогатить полотно, например, сделать его во много раз дороже, а иногда (как это было, скажем, с "Боярыней Морозовой" Василия Сурикова) закрепить "разваливающееся" изображение.
В России были свои мастера, целые фабрики по изготовления багетов. Однако научное изучение рам началось относительно недавно, отчасти из-за роста интереса к ним среди антикваров. В собрании Русского музея сейчас более двух тысяч рам. Часть этой богатой коллекции представили на выставке. Пышные рокайльные рамы XVIII века, которых сохранилось, увы, не так много. Самой богатой по отделке является, пожалуй, позолоченное обрамление к парадному портрету Екатерины I. Оригинал был утрачен, поэтому на экспозиции представлена копия. В XIX веке идеи обрамления стали разнообразнее. Совершенствовалась техника, возникали новые стили. Были рамы резные, с накладным мастичным орнаментом, из металла, золоченые, расписанные красками, покрытые слюдой, обшитые тканями. Иногда причудливая форма багета возникала в голове заказчика, иногда сам художник изобретал раму для своих полотен. На выставке есть и авторские рамы, выполненные по чертежам Верещагина, Кипренского, Александра Бенуа, Виктора Васнецова. Даже художники-идеалисты понимали, как сильно золото действует на воображение покупателя.
Ольга Хорошилова
До 22.08 Мраморный дворец