Музея Анны Ахматовой
Вещи и книги Бродского из его американского "загородного" дома переплыли океан два года назад. Музей Ахматовой получил их в дар к выставке "Иосиф Бродский: Урания. Ленинград – Венеция – Нью-Йорк". Потому что в маленьком, почти игрушечном городке Саут-Хедли в двух часах езды на машине от Нью-Йорка, где поэт снимал жилье с 1983 года, музея Бродского не будет. Участок, на котором стоял дом, продали, дом нужно было освободить.
Вещи Бродского обосновались в ахматовском надолго, пока не будет создан музей поэта в бывшей квартире его родителей в Доме Мурузи. В экс-видеогостиной музея появилась "тотальная инсталляция": реконструкция массачусетского кабинета Бродского. Воспроизвели не только декорации, но даже вид из окон. Полупрозрачные "фотопейзажи" на стеклах – монохромные. На самом деле дома в Саут-Хедли белые с зелеными ставнями, а деревья, надо думать, как везде – зеленые летом и желто-красные осенью.
Кабинет, в общем, ничем особенным не отличается. Рабочий стол, кресла, цветы в вазе. Разве что "Ундервуд" выдает пристрастия хозяина – у Бродского была целая коллекция допотопных печатных машинок. А подборка рисованных вилл Палладио в рамочке – его архитектурные вкусы. Противник Корбюзье, конечно, должен был почитать дедушку классицизма.
В кабинете можно удобно расположиться надолго: смотреть видеофильмы о поэте, записи его интервью, старый фильм "Тарзан" – первый толчок к свободе от советского способа мыслить, слушать Якова Гордина, читающего стенограмму пресловутого судебного процесса над поэтом – "тунеядцем и отщепенцем", листать ленинградские газеты 60–70-х годов.
Д.А.