постаралась передать в своих картинах великая княгиня Ольга Александровна
Виктория МОРОЗОВА
Половину жизни она провела в России, половину — за рубежом. Младшая сестра Николая II, она чудом осталась в живых. Но настоящее чудо не в этом.
Любя Данию, родину своей матери императрицы Марии Федоровны, где великая княгиня прожила в эмиграции почти тридцать лет, с уважением и почтением относясь к Канаде, в которой провела последние двенадцать лет жизни, Ольга Александровна сумела сохранить в себе удивительное тонкое чувство любви к России. Не к той, что бодро рапортовала о своих успехах, маршируя по Красной площади, а к России скромной, глубинной, с теплыми почками на весенних деревьях, с музыкой, рожденной журчанием ручья, с синими куполами, под цвет которых пытается подстроиться небо...
\
Большинство живописных работ, представленных на выставке «Искусство Великой Княгини», развернутой в залах Академии художеств, написаны княгиней Ольгой Александровной за рубежом. Но как близки и знакомы нам весенняя полянка, украшенная стайками мать-и-мачехи, пышное буйство сирени, зелено-красно-золотая осень, засматривающаяся с деревьев на свое отражение в лесном пруду, веселые и чуть кокетливые взгляды анютиных глазок, тяжелые снежные шапки, приклонившие к земле ветви молодых елей. Княгиня рисовала свои пейзажи с натуры, датская и канадская природа подарила ей все эти столь знакомые образы. Но знакомы они нам именно потому, что переданы душой русского человека.
\
В совершенно, на первый взгляд, обычных уголках леса или сада она умела находить какую-то особенную прелесть. И вот уже незатейливый пучок травы, торчащий из мелкого придорожного пруда, обретает свой характер — упрямца, вцепившегося в размываемую водой землю. Деревья, нависшие над царственными цветками водяных лилий, будто с почтением кланяются им. А небольшая доска-мосточек, перекинутая от одной кочки к другой, рождает непреодолимое желание услышать под ногами ее приглушенный скрип...
\
Один из посетителей выставки профессиональный художник, на мой взгляд, очень точно определил настроение акварельных работ Ольги Александровны, назвав их «женственными». В них присутствуют изысканность и скромность, мужество и нежность, утонченность и простота. В них — душа великой княгини. И в этом особая ценность выставки.