Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Могучее разочарование, или «Дон Казанова Ламанчский»

Могучее разочарование, или «Дон Казанова Ламанчский»

Этого режиссера Питер знает не один день. Этот режиссер не раз претендовал на «Золотой софит» и «Золотую маску». Этот режиссер подарил публике волшебный спектакль «PRO Турандот».

Этого режиссера Питер знает не один день. Этот режиссер не раз претендовал на «Золотой софит» и «Золотую маску». Этот режиссер подарил публике волшебный спектакль «PRO Турандот», оскандалился с цирковым «Кракатуком» и создал «Петербург», о котором многие предпочитают молчать, нежели говорить. Все это — Андрей Могучий, любитель картинок из западного кино и спектаклей цирка «Дю Солей», смельчак, многое отдающий на волю актерской импровизации, и одна из самых заметных (в физическом смысле) фигур среди питерских режиссеров.

Не так давно в «Балтдоме» состоялась премьера: «матерый человечище» Могучий взялся поставить на сцене хрестоматийного «Дон Кихота» Сервантеса. Дело это непростое, равное по безумству театрализации «Войны и мира». Но режиссер совместно с Денисом Ширко все же умудрились сделать свою выжимку из самого романтического произведения. Она и определила судьбу спектакля «ДК Ламанчский».

Первое действие, не в пример сложившейся в наших театрах традиции («Ты видел спектакль такого-то: первый акт — так себе, а второй — супер, супер!»), действительно получилось «супер». Даже видавших виды зрителей наповал сражают не традиционные для работ Могучего телевизоры по углам сцены и киноэкран в ее глубине, а дуэт Лыков — Лосев. Понятное дело, что Александр Лыков играет Дон Кихота (хотя на самом деле — Уно, актера, играющего идальго), а Сергей Лосев — Санчо Пансу (или Муно — с той же поправкой). Прослеживается четкий драматургический сюжет: на сцене идет война, дело происходит в книгохранилище, один из актеров, входя в роль Дон Кихота, пытается начитаться «на всю жизнь». Читает все без разбору, ныряет в книги, как в море, застывает «красивой картинкой»... Лыков играет романтика, которому противостоит реалист и скептик Лосев. Оба они затевают древнюю как мир (и вечно выигрышную!) игру со зрительным залом, и этому способствует подиум, придуманный художником Александром Шишкиным. Искрометные обращения, приколы и цитаты действуют на зрителей безошибочно и запоминаются «с лету»...

Перед вторым действием почтеннейшую публику честно предупреждают, что «первое на второе совершенно не похоже». И это, увы, так: то, что происходит на сцене, «супером» не назовешь и смысла в нем не уловишь. Зато «картинка» — просто супернапоминание о спектаклях театра «АХЕ»... Актеры по воле режиссера то втиснуты в ящики с подсветкой (Роман Громадский, Вадим Яковлев и иже с ними), то подвешены на лонже и канатах (Лыков). Все они ужасно орут (особенно мать Уно — Наталья Индейкина), явно плохо понимают суть цитат из Сервантеса (видимо, сказывается, что второй том романа так никто и не читал) и посему умами публики никак завладеть не могут. Из зала на сцену многообещающе являются три женщины (блондинка, брюнетка и рыжая), но ничего путного, кроме экспресс-стриптиза брюнетки-Альтисидоры (Юлия Мен) не происходит. В конце обнаруживается, что девочка-виденье в красном (фигура из «Дю Солей»), маячившая все два действия на втором плане, — дух Дульсинеи Тобосской и по совместительству Смерть...

Общее впечатление: бедолага Уно — жертва детских комплексов, сформированных безумными родителями и сволочными женщинами. Даже символические буквы «ДК», горящие над сценой, всю эту галиматью, смешение «французского с нижегородским» и нелепость многих мизансцен не оправдывают. В ДК нынче тоже часто идет «не пойми что», но до подобного и гастролерам далеко...

Спектакль получился странный и противоречивый: до авангардного театра не дотягивает, а традиционным его, зная режиссерскую сущность Могучего, назвать нельзя. Различные ощущения от поданного «на первое» и данного «на второе» рождают лишь разочарование. «Грустно на этом свете, господа!»...


Газета Московский Комсомолец в Питере №33/63 за 17-08-2005