Открытие сезона в Филармонии украсит премьера нового сочинения Гии Канчели – пьесы AlNiente ("Из ничего"). Канчели – последовательный, целостный и непротиворечивый композитор. Всенародно любимый за музыку к фильмам "Не горюй", "Мимино", "Паспорт", он и в симфонических концепциях использует грузинские мелодии как узнаваемый и важный стройматериал. Новое произведение Канчели легко предслышать. Будет столкновение двух полярных групп образов. Первая – тихое сосредоточенное пение, все более ностальгическое по мере удаления от грузинского мелоса (с 1991 года Канчели живет в Бельгии). Вторая – типа зло, брутальность, натиск извне, громовые обвалы оркестра. Будет большая концепция и сложный, "киношный" сюжет.
Возможно, Запад потому любит Канчели, что относит его к "новой простоте", вместе с Пяртом, Кнайфелем, Гурецким. То есть к композиторам, утомленным модернизмом и самой историей. С исторической точкизрения new simplicity реакционна, так как задаче "открыть новое" предпочитает задачу "сказать важное". Для Канчели первой задачи никогда и не было. С самого начала он старался, чтобы его поняли. И добился этого. Овладел технологией простоты. Плотность информации у Канчели всегда низка. Силы слушателя расходуются незначительно. Их остается довольно, чтобы задействовать воображение и активную память. Музыка Канчели броска, почти лишена чувственных полутонов. Скорбь всегда чиста, как и радость. Канчели – очень большой мастер и необыкновенно умный художник. Он всегда знает, как достичь оптимального результата. Сама надежность. Надежен и хрупкий по видимости мир, который Канчели сочиняет уже 40 лет. И даже видимость хрупкости надежна. Как же затерявшимся в неверной реальности не любить эту музыкальную твердь?
Б.Ф.
18.09 БЗФ