Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Тяга к живому голосу

Тяга к живому голосу

В Большом зале Филармонии завершился IV Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой. В нем участвовали около 150 конкурсантов из России и стран ближнего и дальнего зарубежья (примерно 20 стран, включая Мексику, Италию, Финляндию, Норвегию).

В Большом зале Филармонии завершился IV Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой. В нем участвовали около 150 конкурсантов из России и стран ближнего и дальнего зарубежья (примерно 20 стран, включая Мексику, Италию, Финляндию, Норвегию). Участники международного жюри, которое возглавляла российская примадонна, выявили из них шестнадцать лучших — семь лауреатов и девять дипломантов. При этом ожидаемого «Гран-при» не получил никто.

Не наградила никого своим специальным призом и Елена Васильевна. Первая премия ($5000) среди женщин досталась обладательнице мощного драматического сопрано с Украины Оксане Крамаревой, среди мужчин — воспитаннику Академии молодых певцов Мариинского театра баритону Алексею Маркову.

\

Знаменитейшее меццо-сопрано ХХ века — испанка Тереза Берганца, которая впервые приехала в Россию, сочла общий уровень участников конкурса не слишком высоким. Она также призналась, что крайне трудно было приходить к общему знаменателю в жюри: люди слишком разных индивидуальностей принимали решения. По мнению госпожи Берганцы, у тех, кто все-таки дошел до победы, жюри обнаружило комплекс данных: наряду с крепкой вокальной техникой — артистизм и чувство стиля. Сравнивая нынешнюю оперную молодежь с коллегами из собственной молодости, Тереза Берганца, до сих пор сохраняющая фантастическое обаяние, назвала сегодняшнюю более счастливой, имеющей несоизмеримо больше возможностей для пути к вершинам профессии.

\

В целом судейское решение кажется справедливым. Во всяком случае до третьего тура включительно. Странноватыми показались многим специалистам окончательные выводы. Безосновательно был лишен призовых мест молодой мариинский бас Вадим Кравец, который получил лишь специальный приз «За лучшее исполнение французского романса». А интересным и много более содержательным голосам — молодой сопрано Марии Литке (ученице Ирины Богачевой) и украинке Наталии Тимченко — предпочли легкие и не слишком выразительные сопрано Елены Горшуновой и Людмилы Дудиновой. Удивило и то, что ничего, кроме приза «За лучшее исполнение арии из оперы, написанной в ХХ веке», не нашлось и для одной из самых стильных петербургских колоратурных сопрано Ларисы Юдиной.

\

Судя по тем счастливцам, кого жюри допустило до лауреатства, основными критериями были правильность выбранного репертуара, в котором молодой певец смотрелся и слушался наиболее выгодно, а также ровность и аккуратность голоса. Исходя из пословицы «лучше меньше, да лучше», повезло обладательницам небольших, но вполне готовых для концертной или даже сценической деятельности голосов, а также единственному тенору, занявшему второе место, — австралийскому студенту петербургской Консерватории Эндрю Гудвину. Глубоко прочувствованное и не менее осмысленное исполнение им знаменитого «Куда, куда?..» Ленского из «Евгения Онегина» заставило трепетать зрителей у экранов, благодаря которым австралийский тенор стал обладателем приза зрительских симпатий.

\

Первые три места были распределены среди всех четырех типов голосов, не говоря уже о множестве специальных призов, среди которых были награды от Энгьенского фестиваля во Франции и Ассоциации культурно-исторического наследия и искусств Северной Нормандии — концертные выступления (один из самых популярных призов этого конкурса). Третье место ($2000) разделили мариинский бас Алексей Тановицкий, 26-летний баритон Абдумалик Абдукаюмов из Узбекистана, приведший всех в изумление своей духовной зрелостью, и академистка Елена Горшунова. Второе ($3000) досталось также певице из мариинской академии Людмиле Дудиновой и австралийцу Эндрю Гудвину, который в течение нескольких лет живет в Петербурге.

\

Но наиболее жаркая борьба велась на протяжении всего конкурса среди женских голосов сопрано, в самом многочисленном вокальном амплуа. Значительно меньше было представлено меццо-сопрано — то, ради чего стоит бороться на конкурсе одной из величайших российских меццо ХХ века Елены Образцовой. В этот раз единственная меццо Изабелла Базина из Уфы получила лишь диплом.

\

Впервые за многие годы внушительным выглядел и список голосов мужских: 18 басов, 35 баритонов и 21 тенор! Несмотря на вышеупомянутые претензии госпожи Берганцы, общий уровень подготовки российских участников все же был много выше предыдущего конкурса. Техника пения стала менее криминальной, и представления о стиле и языке как будто тоже несколько улучшились. В этом отношении большое преимущество было у певцов из Академии Мариинского театра, где вопросам слова уделяется огромное внимание. Не случайно в третий тур прошли десять, а призовые места заняли четыре академиста.

\

При всех неизбежно спорных моментах этого состязания одно безусловно радовало: Большой зал Филармонии был заполнен на протяжении всех трех туров. Интерес петербургской публики к молодым певцам — тяга к живому голосу — подтвердил хорошую культурную генетику и небесполезность наличия в городе нескольких оперных театров. Энтузиазм публики по отношению к академическому оперному пению кажется вполне закономерным сегодня — во времена тотального засилья попсы, выводимой на фабриках и прочих фермах и хозяйствах. И уж совсем отрадно было видеть в зале молодежь.